Рубрики
Игры Рецензии на игры

Рецензия на игру Kentucky Route Zero

Kentucky Route Zero. Жанр — Point’n’Click, когда-то собрал небольшую сумму на одной из платформ crowdfunding, выходил эпизодами и находился в разработке почти десять лет. Паузы между эпизодами росли почти в геометрической прогрессии.

Скажу провокационное. Мне игра очень нравится, на мой нескромный взгляд — она одна из самых интересных и во всех отношениях красивых вещей среди всего интерактивного мира развлечений. «Одна из» — не потому, что она в условном хит-параде кому-то в чём-то уступает, а потому, что игры — они крайне разные по своей природе. Сравнить Oddworld и Total War сродни сравнению теплого и мягкого.

Разумно начать с визуального ряда, как с первого, на что бросается внимание; он выполнен в весьма необычном ключе. Практически на протяжении всей игры преобладает чёрный цвет, на фоне которого грамотно поставленным освещением выделяются локации и персонажи. В этом чёрном фоне можно усмотреть сразу много чего. В ходе сценария и вообще развития игры прямо звучат и отрисовываются отсылки к текстовым квестам — где на черном фоне только белый текст, а остальное предоставлено воображению. Параллельно — всевозможные простые электронные устройства, в первую очередь экран осциллографа, где на черном фоне белые линии, опять же предоставляющие много чего воображению. Среди прочего, и увлечение разработчиками театром и искусством создания декораций для него — где брошенный свет выделяет нужные фигуры и персонажей, а остальное скрыто от внимания зрителей в темноте.

Так или иначе, множество красивых декораций не всегда вписываются в привычные каноны реального мира, чем дальше — тем всё сильнее. Следом за персонажами, которые начинают исследовать буквально глубины ночного штата Кентукки, мы погружаемся всё глубже в странный мир, имеющие искаженные, но весьма понятные аллюзии на мир реальный. Музыка жанра ambient работает на создание путешествия среди ночи по странным местам. Она отлично помогает оживить путешествие; способствует принятию того, что происходит, как нечто вполне нормальное, как по законам сна.

Персонажи, однако, не несут какую-то бессмысленную сюрреалистичную херню (см. Dear Esther). Округа загадочной трассы Zero и подземной реки Echo полна следов прошедших по ней, иссушивших её до дна и бросивших оставшееся на произвол судьбы прелестей капитализма. В ходе случайных диалогов, где ты выбором реплик не управляешь персонажем, а ковыряешься у него в голове, постоянно проскальзывают неумолимые проблемы неподъемных долгов и безысходности. Хозяина заправочной станции, алкоголика, простых людей, построивших себе в долг дом. Никто не орёт ничего в ухо, не показывает жуткие рожи и заброшенный край, как некоторые наши кинематографисты; но на всякие мысли наводит регулярно. Заброшенные шахты, беспредел эксплуатации рабочих, company store, торговля нелегальным алкоголем — полагаю, авторы достаточно близко знакомы с историей одноэтажной Америки двадцатого века.

Тут и там они всячески демонстрируют познания из мира экспериментального искусства. Всё это случайно можно узнать, ковыряясь в интернете — где и какую инсталляцию авторы цитируют, где чем-то вдохновлялись. Мне, серому, всё это совершенно чуждо. Однако, и это способствует и без того неслабому визуальному ряду и заряду идей, если кто-то пожелает копать глубже.

Истории про одноэтажную Америку дополняет музыка простого люда этой самой Америки. Песни жанра Bluegrass в исполнении таинственной странствующей троицы музыкантов сопровождают ключевые сцены. Песни, каждая по своему дополняет понимание быта и проблем как людей, населявших её, так и персонажей на экране. В целом, композитор оригинальных музыкальных тем (Ben Babbit) и исполнители народных песен заслуживают отдельной благодарности, музыку с удовольствием слушаю отдельно от игры.

Снова отмечу локации. Сходу не вспомню ни одной проходной среди них. Каждая — нечто большее, чем может показаться с первого взгляда. Локации нередко открывают глубину в динамике или при изменении ракурса камеры. Нередко сочетают несочетаемое и от того ещё больше запоминаются. При этом, оставляют впечатление обжитости — даже в этих странных местах, среди затянувшейся ночи, кто-то живёт и работает.

KRZ разрабатывалась буквально парой разработчиков, уверен, с определенного момента на голом энтузиазме, в перерывах между личной жизнью и постоянной работой. Вероятно, поэтому долгожданный финал не увязал все сюжетные линии и не открыл даже частично завесу над наиболее любопытными таинственными элементами повествования. Однако красивое и необычное путешествие сквозь ночь мне определенно запомнилось надолго, многие показанные вещи дополнили понимание тех или иных явлений из жизни.

Смело рекомендую Kentucky Route Zero. Отмечу только, что не стоит ждать от игры традиционного игрового процесса жанра квест. Кому-то было скучно.