Рубрики
Игры Рецензии на игры

Рецензия на игру Kentucky Route Zero

Скажу провокационное. Kentucky Route Zero мне не просто очень нравится, на мой нескромный взгляд — она одна из самых интересных и внешне привлекательных вещей среди всего интерактивного мира развлечений. «Одна из» — не потому, что она в условном хит-параде кому-то в чём-то уступает. А только потому, что видеоигры — они крайне разные по своей природе.

Kentucky Route Zero — своего рода игра жанра Point’n’Click, которая когда-то собрала небольшую сумму на одной из платформ Сrowdfunding. Выходила эпизодами и находился в разработке почти десять лет, а паузы между эпизодами росли почти в геометрической прогрессии.

Kentucky Route Zero вдохновлена уймой совершенно разного и несочетаемого. В ходе прохождения Kentucky Route Zero часто звучат и отрисовываются отсылки к текстовым квестам — одному из самых древних жанров компьютерных игр, где вся графика — чёрный фон да текст на нём. Как и с книгами, всё происходящее в них предоставлено воображению читающему. Параллельно регулярно встречаются и упоминаются всевозможные простые электронные и радиоустройства, в первую очередь — осциллограф, на котором изображение формируют белые линии на тёмном фоне, опять же предоставляющие много чего воображению. Загадочная заглавная подземная трасса Zero внешне и вовсе очень похожа на нестабильную петлю Гистерезиса. Среди прочего, разработчики  увлекаются театром и отдельным прикладным искусством создания декораций для него — где тоже брошенный свет выделяет нужные фигуры и персонажей. Всесторонне развитые ребята; нерды, как говорят.

Видно поэтому практически на протяжении всей Kentucky Route Zero доминирует фон чёрного цвета. Грамотно поставленным освещением на нём выделяются локации и персонажи.

Декорации более всего отображают эстетику жанра Fantastic Realism, они не всегда вписываются в привычные каноны реального мира, чем дальше — тем всё сильнее; следом за персонажами, которые начинают исследовать буквально глубины ночного штата Кентукки. Находящийся на пляже подземной реки бар; странная бюрократическая контора, с экстравагантной архитектурой, обосновавшаяся в пещере; заправочная станция в форме огромного коня, скрытого ниже шеи под землёй. Отличная музыка жанра Ambient с неожиданным эхо, радиошумом и особой работой с басами дополняет мир и оживляет каждое по-настоящему странное место. Отдельные композиции создают особое впечатления погружения во что-то древнее и необъятное: громадные залы пещер, своды скрытые тьмой; но в то же время, населенные, слабо пульсирующие жизнью и цивилизацией. В них же используется освещение с преобладающими тёплыми оттенками: здесь не страшно — скорее просто немного одиноко. Невозможное становится чуть более возможным, а знакомое и повседневное спокойно сожительствует с фантастическим. Очень необычный во всех отношениях игровой мир.

Персонажи, однако, не несут какую-то бессмысленную сюрреалистичную хрень в духе отдельных успешных инди-игр (см. Dear Esther). Округа подземной реки Echo и загадочной трассы Zero полна следов прошедших по ней, иссушивших её до дна и бросивших оставшееся на произвол судьбы прелестей капитализма. В ходе случайных диалогов, где ты выбором реплик не управляешь персонажем, а ковыряешься у него в голове; постоянно проскальзывают неумолимые проблемы неподъемных долгов и безысходности края, лишенного будущего. Здесь — хозяин заправочной станции, тут — простой алкоголик, там — семья, построившая себе в долг дом. Никто не орёт ничего в ухо, не показывает жуткие рожи и заброшенный город, как некоторые наши кинематографисты; но на всякие мысли наводит регулярно. Почти буквально населенные призраками опустевшие шахты, беспредел эксплуатации рабочих и company store, позабытый компанией город и его жители после того, как шахта оказалась исчерпана, тут же — производство и торговля нелегальным алкоголем наводящей страх на округу ОПГ — полагаю, авторы достаточно близко знакомы с историей одноэтажной Америки двадцатого века.

Ну и тут и там разработчики из Cardboard Computer всячески демонстрируют познания из мира экспериментального искусства, которым, очевидно, они тоже увлечены. Всё это случайно можно узнать ковыряясь в интернете — где и какую инсталляцию авторы цитируют, где чем-то вдохновлялись. Отсылок и интересных элементов — уйма; но мне, серому, всё это совершенно чуждо. Впрочем, и это способствует созданию и без того неслабого визуального ряда и аккумулированному заряду идей, если кто-то пожелает копать глубже.

Помимо прочего, историю в духе одноэтажной Америки дополняет музыка простого люда этой самой Америки. Песни практически фольклорного жанра Bluegrass в исполнении таинственной странствующей троицы музыкантов сопровождают ключевые сцены игры. Песни каждая по своему дополняют понимание быта и проблем как людей, населявших регион, так и персонажей на экране. В целом, композитор оригинальных музыкальных тем Ben Babbit и исполнители народных песен заслуживают отдельного упоминания. Написанную и исполненную музыку я часто и с удовольствием слушаю отдельно от игры.

Снова отмечу локации. Сходу не вспомню ни одной проходной среди них. Локации нередко открывают неожиданные детали и глубину в динамике или при смене ракурса камеры, над чем разработчики явно работали с большой любовью и усердием.  При этом, многие из них мелкими деталями оставляют впечатление обжитости — даже в этих странных местах, среди затянувшейся ночи, кто-то живёт и работает.

Kentucky Route Zero разрабатывалась буквально парой разработчиков. Уверен, с определенного момента на голом энтузиазме, в перерывах между личной жизнью и постоянной работой. Вероятно, поэтому долгожданный финал не увязал все сюжетные линии и не открыл даже частично завесу над наиболее любопытными элементами повествования. Однако красивое и необычное путешествие сквозь ночь мне определенно запомнилось надолго, а многие показанные в игре вещи дополнили понимание определенных явлений жизни.