Рецензия на Mass Effect Andromeda

Филин не даст соврать, неизбежность реакции сообщества, известной в зарубежном интернете под названием Metabombed, для меня была очевидна за месяцы до выхода игры. Возможно, предположить об исходе всей штуки с новым Mass Effect’ом можно было и того раньше. Массы игравших во все три случившиеся игры делятся на разные категории – многим-то, как выясняется, нравились совершенно разные вещи в противоположных играх серии. Кому-то вездеход и далекие планеты подавай, кому – побольше новых харизматичных товарищей или, желательнее, старых; кому – мега-концовок, кому – широкий выбор экипировки и инвентарь, кому ещё что.

Стоящая за Mass Effect студия, которая, как упомянет каждый второй строчивший комментарии в каком-нибудь ютюбе, на самом деле команда «Б». Ну, как с Dark Souls 2, самозванцы какие-то, взявшие на себя святое имя Bioware, а, значит, у них по определению ничего годного выйти не могло. Ну вот, студия получила могучую оплеуху от опекающей её доброй мега-корпорации Electronic Arts, значимую часть разработчиков разогнали, а оставшиеся будут помогать клепать какие-нибудь онлайн-радости на подтанцовке у более успешных. Ну, и пытаться немного довести до ума то, что всей организованной массой делали последние лет хрен знает сколько. Потом, разумеется, их закроют реструктурируют. А Mass Effect отправился на пыльную полку, откуда его ждёт непременный ребут лет через кто его знает сколько.

Заслужили ли товарищи из команды «Б» такого? Настолько ли плоха игра?
Что получится, если умножить шесть на семь?

Я себя не отношу к группе каких бы то ни было поклонников чего бы то ни было. За всеми несомненными достоинствами игр серии Mass Effect есть в каждой свои несомненные же недостатки. Далеко не все ключевые персонажи не то, что были интересны — заслуживали упоминания; далеко не все элементы игрового процесса хорошо стыковались друг с другом, далеко не везде было достаточно разнообразия – экипировка, планеты-хабы и мн. др.

Но мне всё это дело определенно нравилось. Когда надо, диалоги и сценки захватывали и/или вовлекали, веселили, держали в напряжении, не везде и всюду, но всё ж. При всём обилии пиф-пафа в самых разных декорациях с разными противниками на протяжении, каждый раз, пары десятков часов, сценарий всё это легко и непринужденно увязывал в единую тугую линию. Бюджета, в человекочасовом эквиваленте – да, не хватало вылизать многие вещи до уровня современных и многих тогдашних ААА-монстров, что сейчас в глаза бросается особенно. Не хватило его и у Andromeda.

Стоит отметить, что и в целом я испытываю некую слабость ко всякому про космос, бороздящие его космические корабли, недостижимые планеты, завораживающие далекие дали и дикую и впечатляющую фауну среди них, как в трейлере никому не известного научно-фантастического шутера за годы до его выхода.

У Andromeda за душой полно недостатков. Про анимацию в роликах не слышал, наверно, только глухой. Не то, чтоб та прям совсем ужасная, скорее, просто на всё том же уровне, где и была, страшно подумать, пять лет назад. Анимация Mass Effect уже и тогда звезд с неба не хватала. В окружении сегодняшних мастодонтов она, конечно, смотрится весьма бедно.

Но главный недостаток, давайте уж с ними до конца, считаю, кроется вовсе не анимации. Многие вещи, касательно сценария и этих самых сцен, представлены донельзя рутинно и монотонно, и не побуждают тот дух первооткрывателя, который обещан канвой сюжета, ну и названием, уж не говорю про рекламные материалы.

В месте действия — секторе Helios, который, на самом деле, лишь небольшой фрагмент заглавной галактики Андромеда (многие думают, что он и есть вся галактика) – встречается новая раса инопланетян.

Новая раса инопланетян скучная донельзя и ничего нового не привносит совсем. Внешне — очередные гуманоиды, с очередным намёком на земноводное происхождение (см. характерный окрас, глаза, профиль и т.п.) – каких уже довелось встретить изрядно. Культура и повадки – лёгкий налёт т.н. коренных американцев, то бишь индейцев, но и только.

Высадившись в первый раз на их планету, наблюдаем совсем уж удручающую картину. Без всякой помпы и фанфар нас встречает охрана, окружающие почти сразу говорят по-английски. Ведут к какому-то лидеру, наши с ненашими рутинно обмениваются парой фраз и отправляются в очередной квест. Ни выраженного интереса или там удивления, ни столь же очевидно выраженных опасений, ни попыток обмена информации – как встреча соседей по лестничной клетке, не иначе. И все дальнейшие встреченные синеликие инопланетяне в привественной фразе разве что скажут «а, вы те инопланетяне!», и незамедлительно «слышь чё скажу, мне тут помощь нужна…».

Центр цветущей райской планеты – вроде как один из ключевых административных пунктов синерожих, хоть пейзажи действительно роскошные, внешне больше похож на какую-то высокотехнологичную деревушку, собранную из до боли узнаваемых по другим планетам хибар. Очень красиво украшенную, но всё ж.

Ни мегаполисов, ни цивилизаций, находящейся на другой ступени развития – ну, кроме тех, кто снова повсюду понаоставлял гигантские заброшенные сооружения и куда-то загадочно пропал (учитывая то, какими в скоропостижном дополнении Mass Effect 3 показали столь тщательно скрываемых Protheans, лучше в этот раз обойтись без них на экране вообще), ничего особо примечательного.

Вот было бы любопытно, скажем, увидеть, если и гуманоидов, то в половину человеческого роста. А следом – как у них выглядели бы жилища, техника, звездолеты. Как бы у них сложилось взаимодействие с новоприбывшими в их края, как бы обменивались технологиями и пр.

Или, например, чтоб с империей антагонистов воевала не цивилизация, находящаяся примерно на одном с ней этапе развития (очень непонятно, однако, где находятся те самые города и заводы, снабжающие бесконечно воющие на непригодных для жизни мирах войска провизией, боеприпасами и современным оружием, техникой, звездолётами и пр.), а скажем, планета, находящаяся на уровне развития середины двадцатого века – разумеется, терпя поражение за поражением, тем самым, находясь на грани гибели. Как бы сложились бы в таком случае взаимоотношения, стали ли бы новоприбывшие им вообще помогать, как бы их встретили и мн. др. Нет, очередные гуманоиды, с по-другому нарисованными кораблями и винтовками.

За многими проблемами видятся симптомы хорошо знакомых болезней. Если кратко, банально не хватило бюджета. Здесь — побольше моделей костюмов сделать (уж слишком часто встреченные одеты в одно и то же), здесь – лиц побольше нарисовать (не хочу пинать игру почём зря, но терзает подозрение, что для всех рас, за исключением хомо сапиенсов и ключевых персонажей тут и там, нарисовали по два варианта физиономий, лишь поверх по-разному раскрасили татуировками), здесь – вид на тот самый город, тут – пару дополнительных видов космических кораблей (все отчего-то осуществляют межзвездные путешествия на всё тех же шатлах, знакомых ещё со второй части) и т.д. и т.п. Бюджетный голод и амбиции.

Тут же и интерфейс, который, следует выйти за пределы жизненно необходимого, выглядит непривлекательным и непродуманным. Инвентарём, стоит в нём скопиться хотя б двум десяткам элементов, пользоваться крайне неудобно, сортировки не предусмотрено, иконки не очень удачные. Аналогично и журнал, в котором так же нет никакой сортировки. Пространство экрана задействовано нередко далеко не самым оптимальным образом. Экран выбора экипировки и весь кусок внеигрового интерфейса мультиплеера столь же неопрятные и неудобные.

Тут стоит напомнить, что над игрой усердно работала большая масса народа в течение нескольких лет. Кто-то, кто распоряжался временем и ресурсами, мог бы ими распорядиться, что уж там, получше. Иные, наверно, не справились со своей работой так, как следовало бы; кто-то, не проявил смелости – особенно в части целых сегментов сценария. Чуда не случилось. Но, всё ж, основная масса разработчиков выполнила свою работу как надо.

Вот например, локации и поверхность той или иной планеты. Разные и роскошно выглядящие – как и многое, сделанное на актуальном моторе мега-корпорации Electronic Arts. Картинка пестрит красками, пейзаж – различимыми деталями и далёкими далями. По всему этому носится вездеход, на котором, мягко говоря, есть где развернуться. Пустыни, поверхности замерзших океанов, обломки планеты в безвоздушном пространстве и многое другое.

Вездеход управляется легко и весело (набор всяких раскрасок и технических улучшений прилагается), тут же – переиначенная мини-игра из второй части с добычей ископаемых, только не вождением курсора по поверхности планеты, а самим вездеходом – решение ловкое и элегантное.

Среди доступных для обследования уголков планет местами кроются те самые высокотехнологичные сооружения давно куда-то подевавшейся мега-цивилизации.

Местами они вызывают вполне неподдельный интерес для в духе давно почившего Tomb Raider – слегка попрыгать по платформам, решить простенькую головоломку, активировать консоль. Мелочь, а приятно. Наряду с открытым пространством планет со множеством примечательного на них (меняется ландшафт, появляются на горизонте загадочного назначения сооружения и т.д.) – игра нередко даёт понять, что она не только про диалоги, снаряжение и пиф-паф, но и про, как говорят в тех краях, exploration.

Не то, чтоб с пиф-пафом что-то не так. Ни на что не способная, как совершенно очевидно, команда «Б», ранее ответственная за мультиплеер Mass Effect 3 (очень недурной мультиплеер) с усердием перенесла из того многие характерные орудия смертоубийства, добавила к ним массу новых, каждый из которых так же имеет свой неповторимый характер и черты облика. На выходе получился внушительный арсенал виртуального всякого, каждый второй образец которого вызывает «Почему я этим не пользовался раньше?!».

Сюда же добавился джетпак, с возможностью быстро и прямо в полёте скользнуть в сторону, изменивший всю динамику боёв, особенно в мультиплеере. Кнопка «прилипнуть к укрытию», как нынче принято, пропала.

Всё находит широкое применение в мультиплеере. Мультиплеер развивает идеи Mass Effect 3, где отчаянные битвы на повышенных уровнях сложности нередко порождали атмосферу единства и взаимовыручки даже у четырех случайных немых незнакомцев с просторов интернета. В этот раз из самых тяжелых ситуаций можно выбраться с использованием резких маневров и джетпака, но действия должны быть очевидны товарищам по беде. Нововведение привнесло в процесс больше динамики, а уровням — большее использование третьей координаты, которая высота.

Экипировка, как сказано выше – толковая и разнообразная. Она, как и новые классы-персонажи, выдается в обмен на скромно капающие очки случайными наборами разной степени ценности и не-. Что-то лучше и дороже, а следовательно – реже, что-то, строго наоборот. И тут же, разумеется, та-та-таааааааа, микротранзакции. Персонажи мультиплеера, однако, ликами, формами и нарядами своими сильно однообразны, что по нашим временам, когда успехом у увлеченных сетевыми дисциплинами пользуются Dota, League of Legends и Overwatch, выглядит довольно странно и, что уж там, посредственно.

Очевидно ж, каждый персонаж должен внешне и какой статичной анимацией, репликами, выделяться среди своих собратьев — не хуже персонажа какого-нибудь файтинга, и играться все должны сильно по-разному. Игровая механика даёт все возможности для того, да и казалось, к последним дополнениям к мультиплееру Mass Effect 3 нынешние разработчики Andromeda эту простую истину усвоили, но в этот раз как-то не вышло. Опять-таки, может бюджетный голод сказался. Играется весело, всякое открываемое и разный подход игры с помощью доступных персонажей какое-то время удерживают в сетевой игре, но былого задора, к сожалению, не ощущается.

В синглплеере же друзьями выступает разношерстная команда космических лузеров, ищущих приключений на свои задницы. Про судьбы галактики вспоминают нередко, но всё как-то резко контрастирует с образом пьяного пляшущего на столе главного героя с голосом, практически не отличимым от Нейтана Дрейка известно откуда. Главный герой и подопечные лузеры стараются хохмить, попадают порой в неловкие ситуации, подшучивают друг над другом, но, тем не менее, понемногу без лишнего пафоса спасают мир — как и принято в современном фастфуд-кино.

Интернет-публика не жалует команду космических лузеров, но проблема скорее не в них – интересных и качественно поставленных сценок выделено им не столь много и они не столь талантливо поставлены, как в задавшем очень высокую планку дополнении к тому же Mass Effect 3, которое Citadel. Вокруг зубастые конкуренты, Ведьмак всё тот же, Final Fantasy XV успешно прошла по части целевой аудитории. Как сказал бы один небезызвестный товарищ из зарубежных интернетов, выступающий на желтом фоне – это как если б на концерте перед тобой на разогреве выступил живой Фредди Меркюри.

Среди прочего. Новое космическое корыто одновременно старается сохранять очертания узнаваемых (iconic!) звездолётов прошлых игр и выглядеть как декорация современных молодежных околонаучных киноремейков и экранизаций всяких книженок. Выглядит неплохо, но размах современных достижений в области детализации виртуального всего приводит к вопросам о разумности распределения его внутреннего пространства. Зато да, подзагрузок нет, да и нарисован – стильно и качественно. Аналогично и новый заменитель той самой Citadel – стильно и качественно, многими местами во всяком случае. Но всё это прогулки хожеными тропами, всё построено мышлением в пределах старой комфортной коробки.

Помимо этого самого заменителя есть и ещё несколько таких локаций – старых-знакомых по играм Bioware хабов, где магазины, NPC-квесты, всё такое. Всем не помешало бы яркости, деталей, индвидуальности, что, наверно, следствие всё тех же ограничений.

Но, несмотря на все шероховатости, игра прочно удерживала у экрана на протяжении, страшно сказать, порядка восьми десятков часов. Потому что играть приятно, потому что новые задания на карте тянут за собой и пейзажи радуют глаза, потому что команда сценаристов (иногда даже аниматоров виртуальных сценок) временами просыпается и выдаёт что-то бодрое и интересное, да и в среднем, что б ни писали в интернетах, планка выдержана на достаточно приличной высоте.

Ну и в конце-концов, последний акт собирает всё воедино для неплохого рывка к финишной линии, из-за чего внезапно перед глазами предстаёт другая картина. Andromeda, вполне возможно, могла (слово «может», думаю, уже неуместно) бы стать хорошим фундаментом для серии игр. Игровая механика, которая и так хороша и её есть куда развить. Мир и его дизайн – в который есть что добавить. И новосозданный lore, который к концу делает пару интересных финтов ушами, что, честно сказать, было б любопытно, как оно всё выглядело бы дальше, если б оно было продолжением в духе «двадцать лет спустя», и, разумеется, при участии достаточно талантливых людей.

Планы у разработчиков Andromeda когда-то были наполеоновские. Без лишних подробостей лучше сразу приложить анимированное изображение Шона Мюррея. Все гениальные задумки про бесконечности планет и межзвёздные путешествия, говорят, пришлось выкинуть на помойку спустя годы проработки — происходили смены направления, руководства и прочие неурядицы, а сама игра в том виде, что мы наблюдаем, фактически была собрана за два года — столько же, сколько, например, уходит на очередной ежегодный Call of Duty. Остаётся только представлять, чтоб могла сделать команда «Б» уже не с нуля, без неурядиц и за не меньшее время.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: