Рецензия на Deus Ex Mankind Divided

deus-ex-title

На определенном этапе закономерно казалось, что полноправному продолжению Human Revolution не быть — странные откровения издателя, попытки овладеть мобильным рынком, финансовые отчеты и многое другое. Хоть Human Revolution и был игрой хорошей во многих отношениях, едва ли он когда-либо относился к категории мастодонтов, способных принести издателю от 5 млн. проданных копий и выше.

Ну а тут продолжение, спустя каких-то пять лет. Даже и не верится, что столько воды утекло.

Human Revolution, напомню, появился в окружении игр, вроде Mass Effect 2, X-Com Declassified, Splinter Cell Conviction и Alpha Protocol. Издали весь этот мучительный выбор реплик и обещанные различные подходы к прохождению уровней казались лишь пущенной пылью в глаза. За продемонстрированными разработчиками в роликах вариантами прохождения виделась пара уровней, созданных исключено для ярких пиар-целей. За стратегически расставленными укрытиями, улучшениями, набором оружия и выбором реплик виделась калька с Mass Effect’а. Не верилось обещаниям совсем, потому как игры, вроде Human Revolution, не доводилось видеть целую вечность; а по большому счёту, пожалуй, и совсем. Ну, чтоб и стелс, и экшн, и элементы ролевой игры со сложными разветвленными уровнями – доступно и понятно. Чтоб кнопок нужных — как на геймпаде, да без лишней неочевидной ерунды и слегка отталкивавшей в былых ПК-играх погони за глубинами реализма.

В результате Human Revolution была во многом откровением. Потом уже последовал шикарный Dishonored, усугубивший и без того внезапное счастье. Инди-индустрия так же подкинула нескольких прекрасных образчиков.

Ну а тут и продолжение пожаловало. Про игровой процесс много нового не скажешь – рекомендую читать моё словоблудие пятилетней давности. Вкратце, есть несколько путей прохождения. Отстрел всего живого с использованием укрытий; тихое прямолинейное прохождение – либо с тем же огнестрелом да с глушителями, либо с импровизированной дубиной по затылку; взлом всех встречных зубодробительных замков и компьютеров; либо шараханье по вентиляционным шахтам, окнам, парапетам и т.д. Для всего есть свои заботливо спрятанные в подопечном А. Дженсене читерские девайсы, позволяющие тому творить необходимую уличную магию. Разумеется, изначально закрытые ширмой шкалы прогресса, разумеется – за одно прохождение все вряд ли получится открыть. Так же для части путей предусмотрены особые прикрепляемые к автоматам, дробовикам и пистолетам радости – прицелы, разные типы патронов, глушители и т.п.

Игровой процесс стал ещё глаже, отчего – быстрее и веселее. Утомительные классические прыжки в высоту с видом от первого лица перестали быть таковыми с появлением необходимых по нашим дням рук, прикрученных к камере – прыгнул-подтянулся. Способность видеть сквозь стены обзавелась полезной функцией подсвечивать всякие подбираемые радости, нажимаемые кнопки и вскрываемые решетки вентиляционных шахт. Шахты – это Deus Ex’ово всё. Управляемая камера по ним, к слову, тоже ползает вовсе не со скоростью глиста, как Джон Маклейн в «Крепком орешке». Сгладили и всякие элементы интерфейса.

20160904201938_1 20160911180316_1

Перемещаться по уровню, нажимать кнопки, наблюдать отклик игры на нажатия, что-то предполагать и пробовать, если одним словом, приятно. Механизм под капотом игры тщательно спроектирован, ладно собран, хорошо смазан. Играть в отрыве ото всего на свете просто по-людски увлекательно.

Достаточно ли всего этого? Ответ неоднозначный. Спустя пару десятков часов, когда основная открытая локация досконально облазана вдоль и поперек, пройдены почти все дополнительные квесты и осталось несколько часов главного, на месте былого вовлечения оказывается пустота. Дыра.

Весь сценарий, т.н. мир игры, сеттинг и т.д. не вызывает сам по себе практически ничего. Персонажи все без исключения так же не вызывают практически ничего.

Лейтмотив игры — пресная метафора на вечные проблемы известной заокеанской страны в лице гонения людей *вставьте нужный признак* и связанная с этим мучительная рефлексия. Признаком в данном случае выступает, догадайтесь, наличие всяких имплантантов, а действо в худших традициях известного государства пятидесяти и более годичной давности (см. Mafia 3) перемещено в почему-то Чехию. Вообще, тема градации людей по качеству в зависимости от понятно каких признаков – вещь крайне мерзкая, подход к ней должен быть соответствующий. Либо деликатно, правильно и правдоподобно, либо никак. Mankind Divided с первых кадров безо всяких аллегорий и чувства такта тычет месседжем «это, дети, очень-очень плохо!» прямо в лицо. Затем, не переставая, продолжает им тыкать вплоть до финальных титров. Возникает ли от этого сочувствие к персонажам игры? Вообще не возникает.

Никто в кадре достаточно долго не задерживается, а если и задерживается, то, открывая рот, только изрыгает из себя наизусть заученный соевый наполнитель голливудских сценариев. Персонажи так же: объясняют, направляют, нередко кидаются оскорблениями друг в друга (см. выше). Но чтоб просто говорили – практически никогда.

20160905011143_1Все персонажи на экране – трехмерные заготовки с открывающимися ртами. За кадром – набор более-менее неплохих актеров озвучки, изрекающих набор образов на уровне настроек звука синтезатора, аки шедевральная (простите, поклонники) озвучка аниме-мультфильмов. Ещё дальше – сценаристы средней руки, безыскусно пытающие сшить воедино существующие уровни, присобачить несколько хоть сколько-нибудь натурально смотрящихся дополнительных заданий, далекую и непонятную им культуру и выбранный руководством месседж про имплантантовый расизм. Получается весьма так себе. При попытке вкусить отдельно от игрового процесса возникают ощущения как от пережевывания оберточной бумаги. Потому как под якобы смелостью в выборе направления мира игры – безыдейная пустота. Отдельные пользователи интернета из государства Чехии подсказывают, что разработчики из монреальской студии Eidos озаботились изучением и подбором материала о месте действия не сильно больше Crystal Dinamics с её недавним убер-шедевром.

Вот прошли двадцать часов, игровой процесс показал все фокусы, уровни изучены. Что дальше? Ничего, еще несколько часов того же самого да развязка с промежуточным злодеем, пребывавшим на экране до этого минуты две. Скоропостижно, без интриги и вовлечения, как и вся игра. Слабенько.

Графика сделала вроде бы и очевидный шаг вперед, но как-то всё и на этом фронте стало тоскливее. Вместо продуманного стильного, как казалось, во всяком случае, облика – картинка пресыщенная контрастом, шейдерной резкостью и скучноватой палитрой под реализмЪ, но с уехавшей в сторону буро-оранжевых оттенков гаммой, вдохновленной GTA IV. Выглядит не очень эффектно. Качество текстур, моделей и освещения несопоставимо лучше Human Revolution, но при этом – когда в конкурентах за кровные выступают Ведьмак 3, GTA V, Just Cause 3, Mirror’s Edge Catalyst и Metal Gear Solid 5, при всей куда большей открытости мира и развернутости происходящего в нём, как-то не сказать, чтоб сильно современно и впечатляюще. По производительности – едва ли лучше Rise of the Tomb Raider.

Музыка тоже, вроде бы и в том же ключе играет, от того же композитора, да ухо не цепляет и в голове не задерживается совсем. Как будто ему задание дали: сделай такую же, да побольше. Он и сделал. И ребята из Монреальского Eidos сделали, того же, да побольше. Поменьше рисков, очевиднее результат.

Оно и понятно, композитору и ребятам надо исправно выплачивать зарплату, да и руководителям и работникам центрального офиса Eidos, а заодно и самой Square Enix. Сообщают, ещё Mankind Divided не вышла, а третья игра серии была уже в разработке. План – продать не менее 5 млн копий каждой.

Всё просто: огромная машина, тяжелая и неподъёмная, должна регулярно подпитываться деньгами, должен быть план – три раза в год поступления на такую-то сумму, затраты – на такую-то. Иначе вся машина легко и быстро завалится – ставки-то уже не те: затраты куда выше, потенциальные прибыли тоже выросли, больнее провалы.

Во всей этой схеме только одна вещь мне непонятна. А мне-то что с того? Я тут для новых впечатлений, обыденности и рутины и в жизни хватает. Платить и играть из года в год в одни и те же игры, как и смотреть одни и те же фильмы с разными названиями, я не хочу. И вам не желаю.

mark-mediocre

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: