«Ведьмак 3» и Skyrim

Разработчикам «Ведьмака 3» стоит отдать должное. Прогресс от игры к игре очевидный, и их нынешняя – определённо достигла уровня, на котором всяким именитым ААА-деятелям может и фору дать. Мир – по-настоящему огромный, различных объектов – море, уникальные персонажи – на каждом углу. Каждое случайное задание – отдельная история, не похожая на все остальные. Очень достойно, словом.

Почему-то захотелось сравнить несравнимое, столкнуть несталкиваемое. «Ведьмак 3» произвёл фурор, сопоставимый среди игр своего жанра, пожалуй, лишь с не менее успешным Skyrim. Две игры – бесконечно близкие и бесконечно далёкие. Открытый мир, практически толкиенистское всякое, нелинейность и всё такое – но такой совершенно разный подход.

Skyrim’у с его квестами и заданиями противопоставить практически нечего, кроме, разве что их количества. Да и то не факт. Постановка, индивидуальность и нелинейность исхода заданий конкурента находится так недостижимо далеко, будто в другом измерении. В то же время, Skyrim демонстрирует разве что пару поднадоевших заготовок, откровенно смешное по нашим дням количество не самой лучшей анимации. Персонажи оного имеют ровно два вида походки – обычная и крадучись, стоят и вовсе как ровно вкопанные столбы, сидят все как один в неизменной позе. Внутренние убранства построены так же из очевидных заготовок, и всем – какому поменьше, какому побольше, не хватает банальной индивидуальности. Понятно, их много. Понятно, требует затрат. Про общий стиль подачи устно-литературной части даже не заикаюсь. Общее количество выражений лица исчисляется пальцами одной руки.

А тут ролики из Fallout 4, который уже не за горами — что ни говори и как его ни называй, игра Bethesda, со всеми её достоинствами и недостатками. На вид – всё те же ограничения анимации, всё те же мертвые лица, всё такие же безыскусные убранства.

Все эти вещи, почему-то годами невыполнимые для Bethesda, студия с совсем не Rockstar’овскими средствами легко одолела. Пусть анимация диалогов недалеко ушла от среднего её состояния игр Bioware (уже немного осточертело, соглашусь), но всё ж нередки и полноценные кат-сцены с полноценно оживлёнными трёхмерными моделями, камерой и всем прочим. В нужных местах и нужных количествах, достаточно чтобы в корне поменять восприятие происходящего. Всякие мелкие посещённые места обставлены как надо и производят впечатление именно мест – для чего-то предназначенных, где что-то есть и что-то когда-то случилось. Даже движения самого заглавного Ведьмака в игре – разные удары мечом, отскоки и броски; смотрится разнообразно и натурально, как положено, а не с натягом, на троечку.

Что ж по итогам вообще есть в Skyrim? В Skyrim есть мир и странствие по нему. Свободное, практически не привязанное ни к каким ориентирам. Специальный мод вместо имеющегося вступления, тяжёлом на скрипты, бросает тебя в довольно случайное место с довольно случайным снаряжением. Иди в любом направлении, делай практически всё что хочешь. Нет, не так, как в ныне популярных играх с обязательным словом craft в графе features, не так, как  и в вездесущих торгово-космических симуляторах. Не в духе «развлеки себя сам». Дорога наполнена приключениями, созданными для странствующего тебя, наполнена достопримечательностями, далёкими городами, совершенно разными равнинами, пустошами, лесами и горами. Тундра тут, холодное мёртвое болото там, красивый осенний лес здесь. На горизонте маячит башня-маяк, одинокая, покинутая. Медные механизмы, источающие пар, трубы, ведущие к пещере в ледяной скале. Город, расположившийся у огромной пропасти. Плавно сменяются день и ночь, за снежными бурями и липкими дождями следуют морозные солнечные дни. И такое красивое небо, что едва ли не половина пути проходится с головой, задранной высоко вверх. Что-то во всём этом есть правильное и очень привлекательное. Случайные странники попросят помощи. В таверне на полпути из ниоткуда в никуда поведают последние слухи или расскажут про живущего в одной из комнат призрака.

Что ни скажи, а разработчики Bethesda умеют создавать миры, которые не хочется покидать. Чуть ли не половину впечатления от игры оставляет и музыка, написанная широко известным в узких кругах Джереми Соулом – пожалуй, такая же часть пейзажа, как и сам пейзаж. Красивый темп самого путешествия, которого нет. Только бесконечное умиротворение, заслуживающее самых разных слов.

Кому-то нравится музыка «Ведьмака». Живой ансамбль, живые инструменты и всё такое. По мне – не особо выразительные обои, и никак не целый музыкальный пейзаж. Так повелось, что музыка должна дополнять визуальный ряд и быть практически незаметной. Кто-то там сказал, что лучший score – тот, который ты не замечаешь. Я не согласен. Лучший score – такой, который тебе вспомнится глядя на одно только название кины/игры. Не в плохом смысле, конечно.

Кадры «Ведьмака 3» очень красивы, а в живую – и того лучше. Дальние горизонты усеяны лесами, а под ногами – живая, вьющаяся на ветру трава, тут же ветви деревьев. Но, проносясь быстрым галопом верхом на верном коне по огромным массивам игры, замечаешь лишь одну и ту же картину, за редкими исключениями. Всё те же поля, леса, болота, убогие деревушки. Тех чувств, конечно, и близко не вызывает. К сожалению. Но на то Bethesda и Bethesda, второй такой нет.

Ну и в целом мир «Ведьмака» – не среди тех, в которые хочется окунаться и возвращаться снова. Разработчики не пожалели грязи, крови, разложенных трупов и прочих субстанций для его отображения. Практически ни один персонаж в игре не вызывает и капли симпатий – все соответствуют нарисованному окружению. Всё грязно, порочно и плохо. Кроме, понятно, самого Ведьмака. Который преисполнен высоких моральных ценностей, выше всей мирской суеты с её поверхностными обывателями, порочными правителями, правоохранителями и военнослужащими. Творит для неблагодарных обитателей мира добро, карает зло, даже говорит короткими репликами низким малоэмоциональным голосом – такое чувство, действительно вот-вот скажет «Я Бэтмен!».

Впрочем, молчаливое бревно в главных ролях Skyrim не говорит совсем ничего. По сути, главного героя в Skyrim нету вовсе. Варианты реплик на выбор игрока практически нематериальны. Даже традиционные «Да», «Нет» и «Отмена» получше будут. Было бы забавно, кстати, если б главный герой игры был действительно немым и мог бы только кивать и мотать головой в ответ на ключевые реплики «Пойдёшь?» и «Сделаешь?».

Ситуацию пробуют исправить в Fallout 4, но есть серьёзные опасения, что не вытянут. Нужны толковые сценаристы и актёры, чтоб при любых обстоятельствах персонаж ощущался одним и тем же персонажем, пусть и мотивация в зависимости от действий воспринималась иначе. Из хороших примеров есть дежурный Mass Effect. Но даже если вытянут – мод-сообществу проблем это не убавит.

Остальные персонажи Skyrim так же собраны из заготовок, хотя никакого отторжения оно не вызывает. Но и лишних очков не добавляет.

В боевых и ролевых системах мне лично нравится когда просто и прозрачно, но за простыми и прозрачными механизмами кроется существенная глубина. Как, например, в Dark Souls 1 и 2 (ныне ещё и Bloodborne, который столь же хорошо не кликнул лично для меня, но всё равно игра очень хорошая). Skyrim с его двумя независимыми руками – определённо существенный шаг вперёд по сравнению с предшественниками, и пробовать всякие разные варианты (магия и мечи в разные руки, щиты и всё такое) весьма увлекательно. Но есть большие задержки между нажатием клавиши и действием; вид от третьего лица, как минимум, смотрится странно, и опять же – анимация. За ударами не чувствуется вообще никакого физического взаимодействия объектов.

В «Ведьмаке» всё веселее и немного походит на неплохой прошлогодний переодетый Ватман-симулятор Shadow of Mordor (всё хорошее от Arkham-всего без всяких морализаторских соплей и человеколюбия, с отрубленными орчьими бошками, кровищей и прочими бонусами). Shadow of Mordor в этом моменте, конечно, лучше, но жанры, сами понимаете. Сравнение не в пользу «Ведмака», но если посмотреть на это с другого ракурса, огромного масштаба ролевая игра со всеми нелинейностями, огромным количеством предметов и пр. не сильно уступает игре жанра, полностью посвящённой весьма конкретной вещи — определённо достижение.

В общем, к чему это я. «Ведьмак» – хороший, игры Bethesda — хорошие. То, что хороша одна вещь, никак не умаляет достоинств другой. Уделяйте время хорошему, не уделяйте нехорошему. Мир, дружба, любовь и всё такое.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: