Рецензия на игру Tomb Raider

Мы никогда не причисляли себя к тем лицам, которые при виде всякого нового восклицают «Ах! А мы ожидали..», «Ох! А вот раньше ж было…» и прочих вариаций на тему. Но нынче удержаться очень трудно.

В новом Tomb Raider Лара не плавает, не катается на моторных лодках, не рассекает просторы уровней верхом на мотоцикле, не орудует лебёдкой, не пытает всякие гигантские механизмы почтенных возрастов, не навещает древние гробницы. Взглянешь на контроллер, да нащупаешь на нём лишь одну кнопку, соединяющую современный Tomb Raider с былым — кнопку прыжка, накатывает тоска. Приехали — шутер с видом от третьего лица, где надо периодически прыгать. Выкинув за скобки дурацкую историю и все сопутствующие моменты, Tomb Raider кратко можно охарактеризовать только вот так.

TombRaider-0002Ещё по одной итерации Tomb Raider и Resident Evil, и названия оных можно будет спокойно поменять местами — никто и разницы не заметит. Уже сейчас Tomb Raider ютится на узких уровнях, где никто тебя ни за что не утрудит посмотреть куда-либо в сторону — ну, там ключ найти, и т.п. Раньше тут были огромные залы, открытые пространства, сложные изваяния древней архитектуры. Теперь лишь угрюмые коридоры, со всех сторон как на американский праздник Халлуин усеянные украшениями — ненастоящими трупами и поддельными черепами. Даже тот самый ушастый супергерой в вечно фиолетово-чёрном одеянии, которым явно вдохновлялась Crystal Dinamics, более походит на то, чем был раньше Tomb Raider, чем сам Tomb Raider.

TombRaider-0001Ведь на смену решения всякого рода задачек, поиска верного пути, потрошения уровней, в нынешних играх обоих серий пришло главное — пробежки по прямой на перегонки от взрывов, вечно норовящий уйти из-под ног пол, крупнокалиберные орудия, вечно стреляющие по тебе, но всё куда-то мимо, и, разумеется, много-много увлекательнейшей дисциплины «нажми вовремя кнопку» — того самого, что по мнению универсального западного менеджера по затравливанию мозгов, вызывает некое «вовлечение». Камера обязательно сама покажет нужный ракурс — эй, дурень, гляди как мы красиво тут нарисовали взрывающийся вертолёт, да смотри, не пропусти вид на это горящее здание.

Про сценарий и всякое и говорить не хочется. Он отвратительный, он дань убогому китчу, он жалкий клич поражения от некогда гордых людей. Сборище подростков из типичного американского реалити-шоу попадают на необитаемый остров. Одного подростка женского пола похищают местные негодяи, отчасти срисованные (как и многое в этой игре) с телесериала Lost. Другой подросток, толкая такие реплики, что аж самого в краску от стыда вгоняет, и отчаянно вопя имя первого, бросается на помощь. Следом — порядочный объём криков, всхлипов и всего необходимого, по мнению современного же американского телевидения, для того, чтобы показать какой у участников этого безобразия богатый внутренний мир и как всё ну очень серьёзно. Не хватает только задушевных разговоров с камерой в перерывах в сторонке о том, что «я чувствовала, когда…», «поступать так было нехорошо с его стороны..!» и т.п. Тьфу.

Невыносимый персонаж, которому хочется кляп в рот засунуть — это у нас Лариса Крофт. Отвратительная хнычущая манера зачитывать реплики, как нынче модно в заокеании с её телевизионной помойкой и потоками целлулоидных масс на больших экранах, взволнованное личико, подружка-девочка, которую грязные бородатые типы похитили для своих мерзких туманных целей. Многими ненавидимый телесериал Lost на две головы выше продукта вдохновения им родимым. Гениальный сценарий писал отпрыск небезызвестного Терри Пратчетта, тоже, кстати, женского пола. Как там говорится про детей гениев и природу?

Очень хотелось бы на этом моменте заклеймить Tomb Raider полным разочарованием и невыносимой дрянью и спокойно жить дальше. К сожалению (да, действительно к сожалению), не получается. Несмотря на определённую деградацию игрового процесса и экскурс в ящик стола американского тиви, полного омерзительных лекал и штампов, новый Tomb Raider — приличная, очень неплохая игра.

Посмотрите в любую более-менее уважающую себя новостную ленту (наша, понятно, уже давно новостной не является, однако, себя всё ещё уважает). Подсчитайте среднее количество подражателей Uncharted на квадратный сантиметр и ужаснитесь за мир, который катится давно известно куда. Мир всколыхнулся и заметил давно существующий аналог одиночного варианта мракобесия под названием Call of Duty, только в отличие от этого самого Call of Duty по-настоящему хороший. Да, оказывается по указу его величества триггера и мановению кардинала скрипта всё ещё можно соорудить на экране что-то интересное. Кому-то не понравившаяся третья серия Uncharted уже и не пытается скрывать свою сущность за ширмой высоких материй и откровенно является одним большим аттракционом. Почти кино-. Жаловаться не приходится, потому как фокусами кудесников Naughty Dog владеют немногие. Их редко кто пытался повторять, до наступивших теперешних дней.

Подчеркнём, если вдруг непонятно, что Uncharted – отличная игра, но десятка его разной успешности подражателей, пожалуй, нам не надо.

TombRaider-0004Но обратно к Tomb Raider. Очевидно, что продажи предыдущего Tomb Raider были, мягко говоря, не на высоте, о чём свидетельствует хотя бы та неловкая пауза, что затянулась на четыре года. Поклонники жанра, видавшие аккуратно разбитые на геометрически правильные квадраты уровни уже повымерли, очевидно, делать ставку на них новой игрой – экономическое самоубийство.

Ну и вот, по прошествии часа-другого игры за обилием кат-сцен и десятков минут, омраченных присутствием ненавистного г-на QTE, выясняется суть игры. Есть маркер, своего рода — горизонт событий. Успеваешь бежать за ним — и перед тобой Uncharted в самые яркие его моменты. Земля уходит из-под ног, парашюты раскрываются в опасной близости от земли, сумасшедшие прыжки совершаются только под градом огня — в общем, совершенно обычные вещи. Акробатика простоватая, на экране постоянно висит прицел, головоломок и вовсе практически нет.

Если же задерживаться и лазать по округе — выяснится наличие всякого собираемого барахла, до части которого можно добраться лишь при наличии определённого девайса — в точности как у Бэтмена в его Arkham City или Asylum, всё одно. Барахло особо ничего не даёт, кроме чувства удовлетворения играющего. Есть очки ХР, которые бодро выдают за всё подряд и за которые, как у Бэтмена, покупаются всякие способности. Есть всякий хлам, который суть здешняя валюта, на которую покупаются всякие усовершенствования оружия. Оружие, конечно, очень мило меняет внешний вид подстать модификации, ну а новый образец пистолета откроет возможность навесить на себя пару модификаций, которых не давал навесить предыдущий. Как и Бэтмен, Лариса в процессе прохождения зарабатывает уйму ссадин, ран (там где другие уже несколько раз бы сломали себе шею), одежда теряет в целостности, в общем — к концу игры на ней и места живого нет. Тоже довольно мило.

Встречаются периодически так называемые «гробницы» — совершенно опциональное развлечение с эфимерной наградой. На каждую — строго по одной нехитрой головоломке уровня Half-Life 2, завязанной на физике и поджигании/сдувании и т. п. Мило, но и только. По прохождению каждой такой «гробницы» на экране появляется надпись Tomb raided, как будто кричащая — да, у нас, несмотря ни на что, всё как раньше! И задачки разные есть, и сокровища, и всякое! Количество этих tomb, которые могут быть raided, тем не менее, можно пересчитать едва ли не по пальцам одной руки.

TombRaider-0003Перестрелки, конечно, весёлые. Лариса сама присядет где надо, сама прижмётся к укрытию, сама из-за него высунется с пистолетом на изготовку. Разве что, ещё не стреляет сама. Противники, в меру проскриптованных мозгов, пытаются обходить, сами используют всякие укрытия, но, чуть сопротивляясь, легко укладываются пачками. Можно попробовать пару разных подходов, разное оружие и боеприпасы к ним, в зависимости от имеющихся улучшений, и даже кое-где всех перебить втихую. Просто так всё редко происходит — Лариса несколько раз прокатится в бурном потоке, пробежится по обрушивающимся мостам и горящим пагодам, всякие красивые виды будут, сдуваемые мощным штормом по доскам колокольные башни — в общем и целом, местами очень впечатляет.

Но ловкого баланса Uncharted’а Tomb Raider’у здорово не хватает. Умелая смена окружения, мерное исследование округи, перебранки с товарищами-спутниками, совместное решение задачек и всякое такое — ничего такого нет, Tomb Raider лишь подражает самым громким и самым запоминающимся моментам похождений Дрейка. Когда нету фона, контекста, по которому можно судить, насколько громко и хорошо выглядит тот или иной фрагмент, всё превращается в кашу. Как песня, целиком состоящая из припева, или, например, гитарного соло. Исследование округи практически не обосновано, живёт оно совершенно отдельной жизнью — игра не отправляет бродить там и тут в поисках какого рычага, ключа от двери, лазерной указки на пистолет или бронежилета для Лары. Вместо этого всё куда скучнее — местная валюта да местный экспириенс. Блуждай, если хочешь, ничего интересного, правда, всё равно не найдёшь. Ну и глаза особо не нарадуешь, будучи на прогулке — заваленный ржавым хламом берег под пасмурным небом, уродливые трущобы, всюду заваленные трупами и залитые грязью, невразумительные скалы и прочее — таинственный остров на деле не самое интересное место для туриста. Опять-таки, в том же Lost было на порядок интереснее — и корабль, вынесенный штормом глубоко в джунгли пару веков назад, и бункеры каких-то давно пропавших исследователей, и следы предыдущих обитателей. Уж не говоря про более приятную глазу общую картину.

Несмотря на всё вышеописанное, игру можно смело рекомендовать практически каждому. Ну разве что, кроме тех, кого смущает кровища и говнище на экране — в новом Tomb Raider этой радости столько, что вот-вот, кажется, с экрана на пол потечёт. Как стоящий сам по себе action – весьма толковый и весёлый. Где-то и попрыгать и немного по скалам полазать, где-то — весьма неполохо пострелять. В отдельные моменты смотрится чрезвычайно впечатляюще, сценки на движке — технически, очень здорово.

Так почему же новый Tomb Raider хороший — именно к сожалению? Игра победоносно прошагала по западной прессе, получив характерные высокие оценки, и уже за месяц продалась весьма и весьма приличным тиражом, хоть издатель чего-то там ноет. С какой стороны ни посмотри — успех. Как в подобных случаях подобает поступать скромному разработчику? Правильно. Срочно садиться и штамповать продолжение в духе «тех же щей». Готовьтесь, в следующий раз нас ждёт ещё больше пробежек наперегонки со взрывами и всего сопутствующего. Рады? Ну тогда добро пожаловать в наше с вами будущее, в котором каждая игра включает в себя подобные обязательные аттракционы,  едва ли не играющие сами в себя.

mark-3

Мультиплеер

Всё что есть — пять карт, пара режимов на один раз, несколько скучных разблокируемых стволов и набор шкур из синглплеера. Тоску разбавляет основная отличительная особенность конкретно этой сетевой игры — наличие всякого рода ловушек, раскиданных по небольшим уровням. Понятно, карты все довольно скромных размеров, с их количеством тоже негусто, расположение всех ловушек становится досконально известно уже спустя минут десять после знакомства с. В общем-то всё выполнено довольно прилично, но помимо означенной особенности ничем интересным мультиплеер не обладает. Добивает всё отсутствие браузера серверов, собственно, выделенных серверов, да и игроков, желающих поплескаться в этом мелководье мало. Резюмирую: можно смело проходить мимо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: