Рецензия на фильм «Хранитель времени»

Сняв хорошее кино в наши дни, можно легко столкнуться с рядовой, но решающей всё губительной проблемой — оно может запросто оказаться никому не нужным. Недавно на эту тему плакался Джордж «Я устал, я ухожу» Лукас, Мартин Скорцезе кассовые провалы уже, кажется, научился воспринимать спокойно.

Мэтр хорошего правильного голливудского кино, уже зарекомендовавший себя в несвойственном жанре (см. «Остров проклятых»), по любым законам вселенской логики должен бы стать знаком качества, непогрешимым ориентиром, его фильмы — хорошо изученным и густонаселённым архипелагом в океане откровенных помоев и просто однодневных поделок, какие характеризуются уклончивым «ну, нормально».

По любым не чуждым нам критериям, «Хранитель времени» — шикарная киносказка, так сказать, нацеленная и на детей и на взрослых. Столь роскошное кино, которое мало кто даже пытался снять, а уж получилось — и вовсе у единиц.

На прошлый новогодне-рождественский сезон, как мы все прекрасно помним, оглушительная катастрофа постигла попытку стяп-ляпать чего-то отдалённо похожее великим Андроном Кончаловским. Но сравнивать «Щелкунчика» и «Хранителя времени», всё равно что сравнивать говно и трюфеля.

Проблема «Хранителя времени» в том, что он не будет интересен избалованным детям. Едва ли он будет интересен и их прагматичным родителям. Семейное кино нынче находится в тупике, у публики к нему простые, но страшные требования: в первую очередь, во вторую и в третью тоже, оно должно смешить и первых и вторых от вступления до титров, отрабатывая тем самым потраченные деньги. Ну вот как «Мадагаскар», «Ледниковый период», или, боже упаси, как того тужились добиться «Смурфики» с «Бурундуками».

А в «Хранителе времени» нету шутящих зверушек, нет сортирных шуток, в нём нету и шуток с отсылками к современной западной культуре, и вездесущей сатиры. «Хранитель времени», о ужас, вообще не комедия! Есть пара забавных моментов реализованных обычно безбашенным Сашей Бароном Коэном: забавных, но не смешных — это, пожалуй всё, что можно усмотреть от юмористического жанра в «Хранителе».

Дальнейшие жанровые определения кинофильма сложны. Детектив? Драма? Приключения? Магия кино, и никаких фокусов.

Возьмите, например, место действия: парижский вокзал где-то после конца Первой Мировой Войны. Огромное здание со множеством гигантских механических часов, с лавками, мелкими магазинчиками, в которых торгуют заводными игрушками и, даже, библиотекой; совершенно необычное место, живущее днём и ночью, не ведая сна. Понятно, наполненное своих обитателей, кроме незаметно прибывающих и убывающих пассажиров. Подобно тому самому «Терминалу» Спилберга, только лучше и куда интереснее. Так и ждёшь увидеть скрывающийся за углом заводной поезд с механическим машинистом. Если по каким-то причинам вы его не находите интересным и очаровательным, смело проходите мимо, кино вам скорее всего не понравится.

Центральными темами фильма, что тоже весьма необычно, выступают забытые в веках заводные игрушки и кино в самом его расцвете. Магия давно всеми забытых вещей, и две страсти одного из героев фильма. Действующими лицами — дети, пытающиеся понять не самую весёлую судьбу людей, с которыми они находятся рядом, и раскрыть уж очень интересную тайну.

Кино прекрасно обошлось без обязательных в наши дни злодеев (не считать же таковым жандарма в лице всё того же Саши Коэна?), знакомых до боли в зубах сюжетных поворотов. Эксплуатировать эти штампы — не его уровень, “Хранитель времени” играет в другой лиге. В остальном: актёры — все как на подбор, камера вытворяет умопомрачительные фокусы, художники рисуют красивые интерьеры полные необычных вещей и давно минувшую эпоху в сказочных красках.

«Хранитель времени» — именно такой фильм, каким мы его себе могли без всяких на то оснований представить по просмотру рекламных отрывков и трейлеров. В любом другом случае ожидания бы оказались неоправданными — у кого-нибудь бы получилась скукоженная до смешного хронометража странная и посредственная картина, а у кого-то — очередная семейная похохотушка. В руках Мартина Скорцезе — отличная картина, достойная войти во всякие там анналы истории и быть эталоном, даже спустя несколько десятилетий после, увы, не самого успешного проката.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: