Рецензия на игру Battlefield 3

Языком сухих фактов

Battlefield 3 – одна из самых впечатляющих игр наших застойных шейдеро-технологических лет. Картинка безупречна: от бликов солнца на заляпанных защитных очках бойца до впечатляющей системы разрушений, отличной анимации и огромных открытых пространств. Везде чёткие текстуры, приятные модели солдат и техники и глубокие тени. Комар носу не подточит, Battlefield 3, наряду с Crysis и Crysis 2 – самая красивая на сегодняшний день игра.

В ней даже на просторных картах рельеф не представляет собою лунную поверхность с беспечно понатыканными тут и там зданиями и одинокими деревцами, являющую привычную дизайнерскую безрукость. Напротив — бензоколонки, трассы, антенны, огромные зданиях складов и прочее — местами построены так, словно и не карта какой-то там видеоигры, а существующее где-то на самом деле место.

Красивые открытые пространства разят внушительным, почти живым, фотореалистичным освещением. Не просто тенями и всяким, а чем-то неуловимым: набором эффектов, правильными цветами и другими, наверняка, очень сложными вещами. Те же открытые пространства, полные случайных деталей — травы, булыжников и кочек на дороге, чётких теней от колышущихся на ветру деревьев, грудами камней от уничтоженных стен и зданий, лежащими на земле, никуда не исчезая;  смотрятся так, как не смотрится нынче ничто.

А по соседству — улочки Парижа, узкие и красивые, с характерными четырёх-пятиэтажными зданиями, изысканными фасадами и аккуратными убранствами. Локации предельно разнообразные, от весьма симпатично выглядящей станции метро, до большого порта с гигантскими кранами, складами, вагонами, железной дорогой и кто его знает, чем ещё. Всё, понятно, смотрится весьма впечатляюще.

Тут же и звук — мощный и достоверный, как нигде, погружающий в нужную атмосферу так, что забываешь про всё вокруг. Выгодно подчёркивающая его музыка полна тяжёлых электронных шумов, что тоже интересная находка.

Технически игра — новый столп графических достижений, как она — нынче не выглядит и не звучит ничто. Что не мешает, однако, наблюдать все её красоты на недорогом компьютере, купленном два года назад. Вот это — оптимизация, вот это достижение, а не пустые рассказы «у нас снова 60 кадров в секунду!».

Сама игра

Одиночная кампания, разумеется, представляет собою очередной колофдюти, что не то достоинство в наши смутные дни, не то недостаток, пойди разбери.  Обязательная часть программы, однако, выполнена на отлично: заскриптованные до секунды миссии, грохочущие над самой головой самолёты, очередная vista point, открывающиеся виды на берущиеся штурмом города. Землетрясения, эффектный запуск родимой задницы с палубы авианосца — всё, как обязывают нынешние времена; предельно красиво и не хуже, чем у некоего М. Бэя. Стрелять и бегать по этому аттракциону, понятно, не особо интересно, но опять-таки — как и везде. Изобретательность и попытка нащупать у врага какой-то там фланг ценятся лишь тогда, когда на экране появится ярко-синий маркер, иные попытки проявить смекалку порицаются.

Потому одиночная кампания, по модам наших дней, являет собой заурядное путешествие по  завуалированным коридорам, сдобренное вариациями на тему «тир», смехотворными «стэлс-вставками» и детского уровня снайперскими забавами. Была слабая надежда, что дадут возможность поупражняться во владении техникой за пределами мультипплеера, но всё благополучно закончилось пассажирским сиденьем в F-18 да поездкой на танке.

Отличает Battlefield 3 от всё того же ежегодника с продажами в двадцать миллионов копий и выше неожиданно более серьёзная история, лишённая привычного градуса звёзднополосатой идиотии линейки Acivision. Она, на удивление, несколько более сложная и мрачная.  Обошлось даже без злодеев-русских, ну а западные спецслужбы и отдельные решающие важные вопросы личности из обители демократии — в ней как-то оказались и не пушистыми блюстителями морали и всеобщего благополучия. Кто его знает, может через несколько итераций мы увидим уже что-нибудь интересное и куда более злободневное. Ну а пока хоть в экран плюнуть не хочется, как после иной вступительной миссии другой известной игры.

Есть, так же, неплохой кооператив, где, имея голосовую связь, играть куда интереснее. Предельно разнообразные миссии разнятся от скрытно-снайперской заданий на двоих до полёта на вертолёте, где один — пилот, второй — стрелок. Скрипты и неплохо поставленные миссии в кооперативе неожиданно очень радуют, жаль, что их только шесть штук.

Ну, и собственно, то, ради чего мы все собрались. Мультиплеер, с его большими картами, техникой — от моторных лодок до истребителей, 64-мя игроками и горой оружия с анлоками — всё как обещали. Программа-максимум, так сказать. Открывающихся примочек очень много, сделано приятно и затягивает — рукоятки для автоматов, десятки разных оптических прицелов, лазерные указатели, фонарики, миномёты и дистанционно управляемые роботы, разный камуфляж, разные типы снарядов для танка, настраиваемая на своё усмотрение техника — системы пожаротушения, тепловые ловушки, НУРСы, радары, самонаводящиеся ракеты. Всяких средств ведения виртуальной войны так много, как, пожалуй, нигде доселе не было.

Все обещания, масштабы и технические достижения, всё о чём говорили DICE и пиар-менеджеры последний год, всё выполнено и всё достигнуто. Все деньги на экране.

О субъективном

На этом прекрасном моменте разговор о Battlefield 3, увы, закончить нельзя. Уж не знаем, может дело в привередливости игры и в наших, бесспорно, далеко не идеальных интернет-соединениях. А может и не в них.

Среди тонн серых игр жанра «рука-с-пушкой» иногда попадаются образцы с такой неуловимой жилкой. Они как будто ценят активность в них играющего. Когда перестрелки проходят не в духе извечного современного: зашёл в комнату, забился под первым же попавшимся столом, изредка из-за него высовываешься и стараешься кого-нибудь убить. Но когда попадая на очередной участок уровня можно быстро убить одного противника, швырнуть гранату в сторону группы других, спрятаться за какой-нибудь стойкой или стеной, пройти вдоль неё и добить оставшихся недругов с фланга, пока те тебя пытаются выудить из места, где давно тебя нет. Где можно обхитрить врага неожиданным манёвром, ловко сменить направление движения, отпрыгнуть, нырнуть за укрытие, вынырнуть в с другой его стороны. Где нажимать на виртуальный курок, в конце-концов, приятно.

Так вот, увы, господа, но ныне Battlefield 3 таковой игрой не является.

Не знаем, где DICE понабралась таких глупых идей, но ныне, очевидно, было решено сделать упор на некую “реалистичность”. Ну, знаете, почти как в Arma и Flashpoint, пара попаданий и ты уже того. Это в игре, заметим, где танки ремонтируются паяльной лампой, парашют раскрывается на высоте четырёх метров от земли, где можно мгновенно выпрыгнуть из самолёта и приземлиться в летящий рядом вертолёт, где самолёты и вертолёты имеют бесконечный боезапас и так далее-далее-далее.

Находку сопровождают. Обилие деталей, спасибо новому движку, за которыми можно спрятаться. Воспользоваться ими, когда в тебя начали стрелять, уже не получится. Ну а чтобы за ними кого-то поджидать — это сколько угодно. Тут же вернулся prone, лежачее положение бойца, которое справедливо не стали включать в Bad Company 2, так как в нынешние дни залежавшегося на больших расстояниях противника рассмотреть практически невозможно, ну а всяких оптических прицелов на любой вкус и желающих взять себе полную нюансов профессию снайпера — вагон.

Ну и что в итоге? Многие игроки лежат в кустах, да поджидают за углами, а тот, кто рискнёт двинуться в направлении флага/M-COMа, благодаря некой мифической «командной игре», которой никогда не было и быть не может среди группы случайных незнакомцев из интернета, тут же умрёт от попадания в бок, не успев даже понять, что происходит. Да и какая тут командная игра, простите? Средств коммуникации внутри отряда не предусмотрено, максимум — пометить противника, да попросить патронов или аптечку. В Battlefield 2, которым столь все одержимы, внутри отряда действовал VoIP, отряд был сконцентрирован, зачастую, там, где находится его командир, если этот командир  был толковый, способный пробраться куда надо и там, собственно, выжить. Потому как появиться можно было только на нём, или, как вариант, рядом с флагом, которые, в отличие от Battlefield 3, находились очень далеко друг от друга, пешком идти можно было минуты по две-пять. Нынче всё близко, появляться может кто где хочет, ну и свалки стали гуще, коли флаги расположены ближе. На Bad Company 2 игровой процесс благодаря «реалистичности» не похож совсем. Зато похож на мгновенную билетную лотерею.

Перестрелки на ближних дистанциях лишены духовности и просто азарта,  одни лишь нервы и брань. Встретился с противником лицом к лицу, и уже даже неважно, кто начал стрелять раньше, шансы один к одному. Закончится всё буквально через мгновение — пара выстрелов, кому повезёт по какому-то совершенно непредсказуемому стечению обстоятельств (то бишь, у кого ниже значение пинга — игра ждать неудачника не будет), тот и выживет.

Помножьте это на мышки-клавиатуры с сопутствующей им меткостью всех играющих на любых расстояниях, смехотворный разброс пуль, да на шестьдесят четыре игрока. Получите полную хаоса свалку, распишитесь.

Свалка такая, что даже несколько убийств подряд не приносят совершенно ничего — ни удовлетворения, ни спокойствия. Случайное мгновение, кто-то увидел твой бок — и ты уже лежишь. Никакой системы, навыка, смекалки, понимания каких-то фактов, ничего в этих нескольких убийствах нету. Просто несколько раз подряд повезло.

Напомним, в прекрасно отлаженном Bad Company 2, даже на далёких-далёких серверах Туманного альбиона игра не превращалась во фрустирующий кошмар. Что было в ней лучше, чем в Battlefield 3: баланс урона оружия или сетевой код, или и то и другое разом, мы не знаем, но факт налицо.

Вот и играется Battlefield 3 понятно как. В режиме Rush атакующие не имеют никаких преимуществ перед защищающимися совсем, что смешно даже на словах. Атакующие должны по открытой местности, почти столу, изображающего пустыню или чего поинтереснее, двигаться, в большинстве своём, пешком или на умирающих от лёгкого испуга багги, к неплохо обустроенным оборонительным сооружениям защищающих. Где тебе и все проходы прикрыты, и здания понаставлены, и вышки для снайперов есть.

Так же в наличии имеются целые две карты, демонстрирующие несвойственные Battlefield узкие улочки среднеевропейской равнины и Ближнего Востока. Вылетающие из подворотни без остановки ракеты, артобстрел гранатами через дверной проём, залпы миномётов — заставляют всякий раз отпрянуть от сервера с заряженной картой. Будто  этого мало, так же в игре есть две карты демонстрирующие пещеры-коридоры. Это конечно прекрасно, что с ними так хорошо справляется новый патентованный мега-движок, и разработчики гордятся этим. Но настолько узкие места — как горлышко бутылки, как область объёмного заряда, где ни одна половина столь большой оравы игроков не может протиснуться вперёд. Видно, мало кто помнит, во что превращается великий и ужасный Battlefield 2 на том же Strike at Karkand, когда на сервере собирались 64 игрока.

И кто та личность, кто догадался сделать узкую пещеру или шахту метро в игре, где столь плотная кучность автоматического огня и столь высокий урон от него,  где один может преспокойно лечь с пулемётом с ИК-прицелом и бесконечными патронами в одном его конце, а другой вынужден появляться в другом его конце и, будучи как на ладони, постоянно умирать? Где таких бойцов — 64, перекрывающих площадь проходов — по пять человек на десять квадратных метров? О чём они, создатели этого режима, этих карт, этого баланса оружия, о чём они блядь думали???

Ну и хвалебная разрушаемость не подвела — она практически отсутствует в коридорах метро да на улицах Парижа и Большого Базара. Доходит до смешного — например, неразрушаемый обыкновенный дверной проём, с обеих сторон которого заседают по десять бойцов, швыряющих в него гранаты и выпускающих ракеты, на первом участке того же Большого Базара в режиме Rush. Смотрится как дешёвый шутер польского происхождения, где ни уровнедизайнеров приличных не нашлось, ни возможности сделать так, чтобы этот проход разрушался до кирпича подручными средствами. Стыдно должно быть, господа.

Battlefiled 3, в отличие от весёлого и, как теперь видно, прекрасно сбалансированного Bad Company 2, играть куда менее интересно и приятно.

Бегать по большинству уровней Bad Company 2, стрелять на любых дистанциях, искать укрытия, оказавшись под огнём, и пытаться перехитрить противника — всё это было бесконечно увлекательным процессом даже на исходе пятисотого часа знакомства с игрой.  Попаданий виртуальные солдатики выдерживали ровно столько, сколько нужно, оружие было равно настолько точным, насколько нужно. Кнопки «лечь» и «сменить режим огня» не смущали вновь прибывшего адепта, и хоть их не было — была уйма веселья, которого Battlefield’у 3 остро недостаёт.

Многие с нами могут не согласиться, привести свои аргументы, многим Battlefield  понравится и в таком виде, может быть, даже, Battlefield 3 кому-то понравится больше предыдущих. Возможно, на консолях, с геймпадами и 24-мя игроками, Battlefield 3 играется куда лучше и спокойнее, близко расположенные точки и всякие туннели, кемперство и снайперство на больших и средних дистанциях и прочие вещи — не действуют на нервы, а работают как надо; игра там, в прекрасных консольных краях, быть может, лишена налёта угрюмости и болезненного понимания мимолётности жизни. Мы даже практически в этом уверены.

Мы бы очень хотели сказать, что игра отличная, оценив тем самым по заслугам вложенные в неё тонны труда, человеко-часов, все технические аспекты, но, увы, пока не можем. Вышел долгожданный первый патч, не исправивший практически ничего. Игра всё ещё  частенько бодро вылетает при запуске с сайта Batllelog, альтернативы которому в лице обыкновенного главного меню так и не появилось, а баланс касательно пехоты практически не задет.

Однако, вполне возможно, со временем всё изменится. Правками ли, доработками сетевого кода — мы продолжаем надеяться на лучшее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: