Рецензия на игру Metal Gear Solid 4

Великий и ужасный Кодзима, маэстро, гений и Глас Божий, среднего роста японец с гигантским эго. Он же — возведённый идол, он же — культ личности себя любимого. Чем не идеальное воплощение комплекса бога?

Никто из горячих поклонников его игр не усомнится ни на секунду, что творения, начинающиеся с титров, где четырежды подряд упомянуто имя Самого, сделаны лично им. А там, за тысячами километров и морями — сотни безымянных рабов трудятся, воплощая любой каприз «маэстро», любую глупость, что взбредёт ему в голову. Впрочем, поклонникам горе-эпопеи уже давно совсем ничего не нужно, кроме долгих часов дорогущих видеороликов на движке, наполненных идиотским содержанием. Кому оно интересно, если на заднем плане два сражающихся гигантских робота, а на переднем — полные лермонтовских мук лица, озвучиваемые не последними актёрами?

Под одобрительный гул поклонников, от Tactical Espionage Action, или чем он там на самом деле был много лет назад, осталась одна лишь рудиментарная надпись над заголовком. Сама игра давно выродилась, будучи не нужной никому — ни «великому игровому дизайнеру», ни ораве его беспощадных поклонников.

Вот возьмём пока финальную точку итерации серии с дурацким названием Metal Gear Solid.

Кто бы мог подумать, что суть — отличная аркада с видом сверху, где каждая комната — миниатюрный часовой механизм, которому нужно сломать хребет, замок, к которому нужно подобрать отмычку, маленькая, но исключительно интересная головоломка, к исходу своих дней превратится в посредственный тягомотный шутер с кучей экземпляров оружия, где как бы иногда нужно как бы прятаться?

Вспомним, что было раньше. Мини-карта, отображающая поле обзора охранника, камеры, ловушки. Снэйк не какой-нибудь Сэм Фишер, ему не надо ползать, он бесшумно бежит в полный рост. Если заметят — так заметят. Незачем понуро высиживать в темноте и прятаться в кустах. На снегу остаются следы, по ним могут выследить. Радиоэлектронная граната глушит камеры и вражеские переговоры. Управляемая ракета, ловко направляемая в вентиляционной шахте. Остаёмся вне поля зрения камер, стремительно выводим из строя охранников.

В этой игре мы могли бы управлять хоть самим волком Ральфом, похищающим овец, или квадратиком на условном поле — отличная аркада не перестала бы от этого быть отличной. Вторая часть успешно заимствовала достоинства первой, в третью Кодзима понапихал своих свежих гениальных задумок и расширил хронометраж кат-сцен, что играть уже никакого желания не было. Ну а к четвёртой!

Нынче, вместо лаконичного набора из шести-семи единиц, на выбор даны целые десятки экземпляров оружия, на которые навешиваются прицелы, глушители и лазерные указки — прямо Battlefield 3. К чему игры в прятки, когда можно аки Джон Рембо с наличествующим пулемётом М-60 в полный рост, а вокруг старательно разыгрывают войну?

В помощь Снэйку, вместо неуклюжего камуфляжа, пришедшегося ни к месту предыдущей части, выдали Octopus suit (ох, как Кодзима любит своих Octopus’ов, Wolf’ов и прочих символичных зверушек, что нынче пихает их названия буквально всюду), который сам подбирает нужную текстуру. Выглядит интересно, на игровой процесс влияет пагубно. Камера опустилась с небес на землю, радар исчез. Нету, господа, больше головоломки, теперь у нас как везде.

Прятаться, тем не менее, до отвратительного просто и незамысловато. Встал рядом со стеночкой, стал невидимым. Ни искать путей, ни разглядывать окрестности, ни вникать в темп работы механизма уровня нет ни желания, ни необходимости, ни стимула. Вражин на пути к концу очередного этапа немного, лишних проблем они стараются не создавать. Но даже со всеми поблажками суперкостюма и тривиальной простотой ещё проще и несколько увлекательнее положить всех охранников из модифицированной автоматической М-14 с оптическим прицелом ещё до того, как они успеют флегматично поднять тревогу и подоспеет подмога. Или же неторопливо перестрелять и первых и вторых из карабина «Сайга» и пройти, аккуратно переступая через трупы, дальше. Не то, чтобы до одури скучная игра от этого становится прямо неплохим шутером с видом от третьего лица — совсем не становится.

Кодзима не был бы Кодзимой, если бы в игре не обошлось без очередной роботизированной херни. В этот раз по улицам шляются автоматизированный вооружённые до зубов и отклоняющие от себя ракеты здоровенные окорочка. Выглядят, кроме шуток, уже откровенно смешно. Дополняют их не менее потешные нано-девицы в нано-костюмах, не пойми зачем изящно скачущие по стенам и совсем не изящно принимающие в себя оздоровительные заряды свинца. Вместо каучукового попрыгунства пользоваться укрытиями врагов никто не научил. Иногда противники пытаются совместно выкурить запрятавшегося Снэйка, обходя с флангов и заглядывая в разные узкие места, видно в порыве воспоминаний о былом. Но нынче их часто охватывает ступор, ну а подходящий ствол под рукой (как часто вы в так называемых stealth action видели полуавтоматический дробовик?) и толково работающее прицеливание уменьшает их шансы чего-либо добиться практически до нуля.

Однако, хоть и суть игры изменилась принципиально, и нынешний Metal Gear Solid не имеет практически ничего общего с тем, что было на старушке Playstation, раскладка управления, отдельно от прицеливания и стрельбы, почти полностью сохранилась неизменной. Отсюда невероятные трудности в переборе предметов инвентаря, изнурительная возня с укрытиями, перекатами, отжиманиями от земли и прочими заурядными гимнастическими упражнениями.

Локации слабенькие, расположение противников скучное. Противники расставлены и действуют так, будто мы всё ещё играем в некий stealth action, ну а мы сами — будто это какой заурядный шутер с видом от первого лица. Уровнестроители так и не определились, в каком направлении им ваять однообразную кашу серых тонов, потому локации получились — ни рыба ни мясо. Стрелять на них скучно, прятаться и искать пути скучно. Серые стенки не обрушатся, противники не высадятся с вертолёта на следующем перекрёстке, граната не оставит аккуратную воронку. Чай не Call of Duty или любой его средней руки подражатель. Выполнять всякие манёвры, атаки с флангов, использовать ловкий стрейф, укрытия и гранаты — со здешними жиденькими противниками развлечение на слабенькую троечку, да и нужных возможностей не предусмотрено.

Так же, камер и сложных путей охранников особо нету, и каких-то особых интересных моментов для игры в прятки, кошки-мышки — нету. Акробатики там в пользу стэлсу, или других интересных примочек прятательного игрового процесса — ничего нету.

В итоге не определившаяся со своей жанровой принадлежностью игра грохнулась на задницу между двумя стульями: ни этого вашего stealth’а, ни action’а. Понятно, так же нету совершенно ничего, что можно было бы охарактеризовать возвышенными словами “tactical” и “espionage”. За примерами удачной реализации сразу обоих пунктов “stealth” и “action” обращайтесь к недавним играм со словосочетанием “Deus Ex” в заголовке.

Знатоки же возмутятся. Какой там Dues Ex, ведь у Metal Gear Solid 4 есть главное — сцужет!

Это да. В этот раз Кодзима уже совсем себя не сдерживал никакими рамками и выразительными средствами, и выдал, на радость своих поклонников, целую эпопею, отдающую всякими посторонними ароматами.

Тут даже не знаешь, с чего начать, настолько в этот раз его творчество кучно и беспросветно. Один из ведущих персонажей, например, в первый раз появляется на экране с голой жопой, справляющим естественные потребности в дырявой бочке. Затем, что немаловажный момент в виртуальном кино, он продолжает мелькать в кадре и выполнять долг по отношению к своей далёкой родине натурально обосравшись. Что немедленно обыгрывается в нескольких шутках дестадовоской остроумности.

Тут же полуторачасовые совершенно ничего не значащие брифинги перед миссиями, где нам показывают, как правильно готовить яичницу. Посреди вводной в духе Top Gun тот же ранее обосравшийся кадр тянется рукой к заднице китаянки, проходящей мимо рядов и дающей доклад на тему.

Посреди одной из десятков кульминаций хромающий и раненный на одну руку и на одну ногу Снэйк гонится с автоматом по пристани за безоружным и хихикающим, тоже хромающим злодеем — прямо сцена из мультфильмов Looney Tunes!

Metal Gear Solid прерывается на свои затяжные сцужетные паузы буквально каждые пятнадцать минут, даже после долгожданных титров (до них после самой-самой-самой финальной битвы, тоже дурацкой, надо высидеть ещё тонну видеороликов) внезапно показывается Биг Босс, и падает на руки Снэйку, на которых ещё час умирает, рассказывая по дороге ВСЮ ПРАВДУ. Сам же старпёр Снэйк, кашляя, ползая в микроволновых печах, неоднократно валяясь на земле в состоянии «сейчас умру», таки переживает и долгую сиквенцию после титров, обещая вернуться в следующей серии: лучшая иллюстрация самой игры. И вообще, по ходу бесконечных нудных кат-сцен все слезливо ловили пули и вот-вот умирали, а в итоге из не-антогонистов сей мир покинуло только трое — и то, один из них после титров.

Список бесконечного идиотизма, которым наполнена до самых граней чудо-игра, можно продолжать и продолжать — рыгающий негр-торговец оружием с лысой обезьяной. Полчаса подыхающая Наоми, будто издевающаяся в грошовой сцене над зрителями и пародирующая популярные полные соплей смерти злодеев из предыдущих опусов Кодзимы. И так далее, далее, далее.

Демонстрируемые энциклопедические познания японского мега-сценариста со стажем достигают уровня старшеклассника среднего общеобразовательного учреждения. Сказка забита до отказа стереотипами, отсутствующими представлениями о географии, политике, экономике, технологии и всяком, а каждая щель очередной фанастической хрени забита волшебным словом «наномашины!». Взрослому человеку, которому уже далеко за сорок, за подобные опусы должно быть стыдно.

Нам остаётся только гадать — а может быть, это Кодзима от души смеётся или издевается, с академическим интересом проверяя, насколько далеко он сможет зайти в своих «гениальных» сценариаях, чтобы при этом больная на голову публика продолжала ему рукоплескать? Сложно себе представить существо, способное написать всё это ненарочито. Или же он на самом деле свихнулся на почве всеобщего признания и «Коздима, не уходи!!» и пишет всю эту дурь совершенно серьёзно?

Так или иначе, является ли Metal Gear Solid 4 фарсом и нарочитой пародией на саму себя, или же всё это было сделано c серьёзной миной с претензиями на драматичность, философичность и гениальность, суть дела не меняется. Metal Gear Solid 4 — большая смердящая куча, созданная из средств и ресурсов, с которыми можно было сделать что-нибудь чрезвычайно приличное.

Интересно другое: покуда за кадром с полной серьёзностью выкладываются толковые актёры, зачитывающие любой катастрофичности идиотию, а в кадре — выкроенная большим трудом сложная и дорогая анимация, отдельная аудитория будет величать всё что угодно, оснащённое названием Metal Gear, шедевром.

А нам лишь остаётся угрюмо заключить. Игрового процесса — нет, сопроводительного к нему «великого фильма о великой войне» — тоже нет. Садись, Хидео. Два.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: