Beyond Good and Evil и Enslaved. Талантлив ли бастард?

Beyond Good and Evil — одна из самых лучших и одна из самых недооценённых игр прошлого поколения. В ней завораживало всё: умеренная возможность свободного перемещения по миру, совмещение стелс-элементов с традиционной контактной боёвкой, чудесная история, великолепный мир, населённым всяческой живностью (которую, к тому же, можно и нужно фотографировать) и не менее притягательная героиня Джейд — сирота, живущая в доме-приюте у “дяди Пейджа”, человекообразного хряка.

Да кому я рассказываю — в своё время очень многие влюбились в игру, правда, не удосужившись за неё заплатить, что и привело к очень печальным цифрам продаж. Благо, для таких бессовестных, не так давно появилась возможность искупить свою вину путём покупки HD-переиздания в XBLA и PSN, что было незамедлительно сделано. И, скажем честно, даже по прошествии почти 10 лет BGaE всё ещё держит марку, всё ещё способна удержать у экрана на протяжении всех своих 7-10 часов геймплея.

Конечно, кроме огромного количества всяческих достоинств, некоторые аспекты игры к нашему времени перешли в разряд забавных раритетов. В первую очередь, это относится к сценарию, который представлен не особо большим количеством реплик, да и на поверку оказывается весьма условной сказкой для детей младшего дошкольного возраста. Характеры персонажей больше додумываются, чем они реально выписаны в скрипте, а мотивация большинства действий так называемого Сопротивления (обитающего, кстати, в 15 метрах от базы тех, кому они сопротивляются) сводится к банальным штампам в духе “ля резисьтАнс”. Также и мир, раньше казавшийся огромным и открытым, оказывается маленьким, камерным — почти как сцена театра, на которой разворачивается действие пьесы. Конечно, небольшая карта — лишь верхушка айсберга — все основные локации уходят вглубь, под землю, о ужас, похожими друг-на-друга коридорами. Далеки от откровения и пресловутые стел-элементы и боевая система, которые слишком уж минималистичны и не вызывают дюжего интереса на наш нынешний зажравшийся взгляд. К чести Анселя сказать, разбавляется такой игропроцесс мастерски — различными погонями, как на своих двоих, так и на кораблике, интересными ситуациями, дополнительными квестами и несколькими мини-играми.

Несмотря на всё перечисленное, как уже говорилось, чудесная атмосфера игры, очарование мира и незамысловатой истории со временем не портится. Beyond Good and Evil — та игра, которую вспоминать и переигрывать будут ещё долго. И, пока мы с надеждой ждём продолжения, будут, конечно, и другие разработчики, в своих играх подражающие ей, отдающие таким образом дань уважения. Одним из таких внебрачных спиритуальных последователей творения Мишеля Анселя, по духу и смысловому наполнению, сейчас объясню, почему, считаю прошлогодний Enslaved.

И действительно, взять, хотя бы, персонажей. Главные героини обеих игр руководствуются схожими жизненными принципами, переживают потерю родителей, чувствуют себя абсолютно одинокими в мире, который для них всегда враждебен.  Не говоря уже о развитых технических навыках и математическом складе ума обеих. И это не ошибка, не Манки, а Трип — настоящая героиня Enslaved: она выпускает бугая из заточения, она же вешает ему на голову рабский обруч, это её приходится защищать на её же пути домой, ей игрок и сопереживает, когда обнаруживается что дом её разрушен, а вся семья угнана в полон и т.д. Да и большая часть реплик в сценарии так или иначе относится к Трип. Манки, конечно, тоже не плоская болванка — уж об этом-то позаботились сценарист, да некто Серкис. Но в данном контексте — он как Дабл Эйч из BGaE — верный напарник, соратник в пути. Пусть и верность эта в случае Манки — дело подневольное, по крайней мере, сначала. Всего бы этого приключения у него одного не было, да и с “дядюшкой” Пигси сам по себе он бы не встретился. В том, кстати, только слепой не увидит “дядюшку” Пейджа, только многомерного, с характером и куда более чем десятью репликами на всю игру и более трагичной судьбой. Так и главзлодеи и их главзлодейские злодеяния в обеих играх представлены надмозгами, ворующими людей ради каких-то целей, которые “не такие, как на первый взгляд”.

И в остальном — схожая гамма в некоторых локациях, отчасти схожие игровые ситуации, палка в качестве орудия пролетариата, любовь к водным прогулкам, круговое меню, почти идентичное управление, да и то, почти незримое, что называют словом “атмосфера”. Но Enslaved не просто повторяет лучшие моменты отличной игры былой давности, а, отдавая ей дань уважения, превосходит BGaE по всем возможным аспектам.

Великолепный сценарий, какой редко встретишь и в кино, кратко и ёмко обрисовывающий как весь мир, так и судьбы и характеры тех немногих, кто в нём умудрился выжить — работа настоящего профессионала, благодаря великолепной актёрской игре заставляет по-настоящему погрузиться в происходящее, видеть Манки, Трип и Пигси настоящими, живыми людьми, а не персонажами детской книжки. И сам мир, пусть без всеми излюбленной “открытости”, совсем не камерный, а, наоборот, гигантский и неизведанный, непонятный и смертельно опасный.

Ну и, конечно, музыка. Насколько великолепен саундтрек Enslaved рассказывать тем, кто имел счастье с ним ознакомиться, не нужно. А остальным — наше сожаление и  рекомендация к немедленному прослушиванию. Наравне со сценарием, пожалуй, самая сильная сторона игры, под стать музыкальному сопровождению Beyond Good and Evil, но, на мой вкус, гораздо глубже и сильнее последнего.

Боевая система, пусть и не сильно разнообразная, но, на высоком уровне сложности, действительно продумана и интересна — к каждому сопернику нужен свой подход, каждый может без проблем прибить даже здоровяка Манки, что уж там говорить о беззащитной девушке. Лазательно-ползательная механика прекрасна, камера ставит шикарные ракурсы, захватывая дух даже в, казалось бы, весьма банальных ситуациях. И всё это без всякой “свободы перемещения по вертикальным поверхностям”, которая в том же Ассассинс Крид зачастую и сводится к поиску единственно верного способа забраться на какую-нибудь никому не нужную башню.

К сожалению, кроме очевидных отличий и явных сходств, Enslaved и Beyond Good and Evil разделили общую участь — жалкие продажи, радостное приятие прессой и непонимание игроков. Но, может, когда-нибудь, лет через 10 и Enslaved переиздадут в каком-нибудь quad-HD и в 4D, для скачивания в каком-нибудь сетевом сервисе. И игра, наконец, так же, как и Beyond Good and Evil, получит заслуженное признание, а мы к тому времени будем играть в продолжение одной из этих двух, а, может, и вообще в другую игру, которая превзойдёт уже Enslaved во всех аспектах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: