Рецензия на игру Portal 2

Well, I don’t know, I’m just a hell of a guy!

Valve, набившая боксёрскую руку на Half-Life и тысячах подопытных кроликов, железобетонно знает своё дело. Нынче она не переносит выход игр на несколько лет, не рвётся создавать новые движки, а безмятежно плывёт к дате релиза, прочно уверовав, что все козыри у неё в руках. И ведь, зараза, так оно и есть!

Нынче она не мажет толстым слоем по экрану десятки эффектов, чьи названия сходу и не вспомнишь. Разить публику всяким технологичным — удел внутренних студий Sony, да не в меру пылких контор, вроде этих ваших DICE, id и CryTek.

Вместо траты времени на мирские, важные, но преходящие вещи, она спокойно увлечённо полирует реплики в кадре и тщательно продумывает положение какого-нибудь случайно освещённого пятна на уровне. Тестируемые объекты не достаточно громко засмеялись? Немедленно переписать шутку и добавить комичной анимации! Не могут найти выход? Ненавязчиво подсветить тестируемым путь, да так, чтоб те, дурачки, всё ещё думали, будто они, такие сообразительные, нашли его сами.

Valve знает, чего по-настоящему стоит дотошное тестирование продукта. Кривая игры тщательно подстраивается под усреднённого игрока, чтоб не дай бог где по дороге не потерялся, почувствовал что-то отдалённо похожее на скуку или не обратил внимание вот на ту штуку, которую художники, аниматоры и программисты совместно столько скрупулёзно рисовали. Valve знает, где искать свои мельчайшие промашки. После нескольких практически безупречных игр и бесконечного тестирования, она прекрасно понимает как нравиться людям.

Их Portal 2 — сложная на первый взгляд пространственная головоломка без единого выстрела или удара чем-нибудь заострённым по живому. В наступившем поколении Call of Duty, отрицающим любые эксперименты и применения органов ориентации в пространстве и логики (то бишь мозгов), Portal 2 — жанр в себе, игра не для всех. На что мастеровитая контора плевать хотела — она заставит играть и полюбить эту игру всех, хотят они того или нет.

Portal стал шире. Раньше времяпрепровождение за Portal ограничивалось перемещением родимой задницы (которая, оказывается, была женская), дружеских кубиков и безупречно вежливых враждебных турелей сквозь пару заглавных порталов, восприятием закона тяготения и всех возможных его последствий для скорости перемещения в пространстве, да игрой с лазерами — из чего уже можно выжать сотни часов досуга и увеселения и бесконечный набор вариаций уровней. Valve не остановилась на достигнутых моментах и увеличила количество степеней свободы, интерактивных (для порталов!) элементов, добавила ко всему прочный кооператив и выдала в ручки публики ужасающий возможностями редактор.

Один пролитый на пол гель ускоряет, от другого можно далеко отскочить, подвернувшееся в полёте поле разрушит оковы гравитации и унесёт туда, в какое направление направлен его поток. Ловко подставленная на пути силовая заслонка остановит, а если она будет располагаться горизонтально — на неё можно будет приземлиться. В очень хорошую, выверенную до миллилитра меру интересно в великолепном синглплеере, и уж точно не менее интересно решать более сложные головоломки на две головы в отдельных уровнях кооператива.

Кооператив и синглплеер вообще живут двумя отдельными жизнями, каждый — как хорошая самодостаточная игра. В кооперативе представлены простые, но совершенно достаточные функции коммуникации, что необходимость в голосовой связи отпадает. Небольшая мелочь, а меняет вещи кардинально. Сколько бы игроки бились головой о стену, если бы им не выдали возможность подсветить любую точку на карте, сделать отсчёт с трёх до одного, да посмотреть, чем товарищ занят на другом конце карты.

Даже в кооперативной игре Valve не забывает про сценарий, персонажей и всякое. Два робота прорисованы мило и с душой. Как водится, внешне разные — один высокий и вытянутый, другой — низкий и круглый. По возможности — легко взаимодействуют друг с  другом и вообще запоминаются куда больше, чем главная героиня (иногда заметная в порталах) в одиночной компании. Видно, потому харизматичную парочку и вынесли на обложку.

Чтобы преуспеть в разворачивающей на экране комедии абсурда, что в одиночной, что в совместной кампании, Valve не требуется десятки проходных персонажей и дешёвых гэгов (укоризненно смотрим на вялые попытки рассмешить задержавшегося на вечность Дюка Нюкема). Им не нужны и передовые методы лицевой анимации. В Portal 2 говорят (по большей части) всего три персонажа, лишь один из них может похвастаться мимикой — и та, практически, одного глаза. Всего три персонажа умудряются смешить до помрачения сознания. Эта троица, пожалуй, без зазрения совести уделает всех персонажей всех компьютерных и видео-игр этого и предыдущего года вместе взятых.

С откровенно безумной, расчётливой и нынче мстительной GladOS мы, будем считать, и вы уже знакомы. Она хороша как никогда, новые безусловно трагические для неё события, пожалуй, сделали её только более уморительной. Из-за кадра постоянно звучат записанные задолго до событий даже самого первого Portal сообщения генерального директора Apperture Кейва Джонсона, едва ли не точной копии Кевина Батлера. Тот не в меру откровенничает с тестируемыми, да с таким фамильярным тоном заправского рубахи-коммивояжера, с которым даже знатному скупердяю умудряются втюхать «инновационный» нанотостер. Третьим выступает Уитли — поразительно болтливый роботизированный дурачок на энерджайзерах. Вся троица хохмит так, что редкая комедийная фильма наивысочайших юмористических качеств нахрен обзавидуется. Какой LucasArts, какие ещё квесты? Опомнитесь!

Графика, вместе с движком Source, особо технически не выросла. Тем не менее, последние шесть лет игры Valve преспокойно умудряются визуально находиться на каком-то особом достаточном уровне. Освещение стало лучше, физические прелести оккупировали даже не ролики, а просто наблюдаемые с первого ряда события на движке. Жидкости, то бишь гели в состоянии полёта, вовсе смотрятся превосходно и достоверно как нигде. Видно, вот что значит разработка с заделом на будущее.

Самобытная, весёлая и красивая игра распространяется у нас в DVD-боксе за смешные деньги (по цене обычного jewel-издания). В комплект входит обложка с объёмной голографической картинкой, пара бонусов, вроде головоломки типа «пятнашки» и диска с дополнительными материалами, первая Portal и возможность установить и играть во всё это как на русском, так и на английском языке (где, напомним, хорошие актёры и неиспорченные смешные реплики). Не купить такое — просто преступление.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: