Рецензия на фильм «Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 2»

Elsewhere

По прошествии семи частей киноэпопеи «Гарри Поттер» и ознакомлению с частью восьмой, чья реклама обходится без упоминания названия (слишком, видно, известное, чтобы его произносить) одним слоганом «It all ends *впишите дату премьеры в местном кинотеатре «Темнистый»*», трудно не скатиться к банальному «А с чего всё началось!». Мы, Совы, не постесняемся признаться — первые два фильма в своё время смотрели разве что урывками и даже так они нам совершенно ни капельки не нравились.

Истории становления неудачников в очередной, по смурфу что волшебной, школе во главе с юнцом, имиджем недалеко ушедшим от Макалея Калкина, нас категорически не интересовали даже в те далёкие-далёкие времена. Честно говоря, нас и сейчас ни за какие коврижки не уговоришь пересмотреть эти два фильма.

Но с третьим фильмом случилась заминочка. Известный факт: третий фильм о Гарри Поттере гордо стоял в стороне от первых двух и всячески привлекал внимание к себе, молодцеватому. Кто-то нещадно выветрил инфантильная пестроту промышленным вентилятором и смыл из шланга и всю детскую направленность вместе с невыносимой скукой. В «Узнике Азкабана» впервые для серии откуда-то взялась мрачная завораживающая атмосфера и визуальное волшебство подлинных мастеров киножанра (все признаки вдохновения творчеством небезызвестного Тима Бартона). В ход пошли несколько более взрослые сюжетные ходы, повзрослели и сами герои вместе с играющими их актёрами. Некто, по должности вроде капитан, подсказывает, что у серии наконец-то сменился рулевой.

Конечно, «Узник Азкабана» совсем не «Тёмный Рыцарь», но даже мы, далёкие от книжек Роулинг и детского фантэзи всецело, были довольны. Таким «Гарри Поттер» нам и стал нравиться. Последующие фильмы только продолжали добавлять в колоду линейки «ГП» зрелых тем и всё далее сгущали краски — потихоньку на экране остался только один лишь спектр чёрного и других сопутствующих тёмных тонов. К своему логическом финалу Гарри Поттер подошёл уже окончательно заматерев. Привычное окружение и родная героям магическая школа не стеснялись рушиться прямо на глазах, а вместе с ними и знакомые не по одному фильму персонажи — один за другим отправляться в мир иной.

Вторая часть «Даров смерти» начинается ровно там же, где закончилась первая. Примечательно, что создатели фильмов о Гарри Поттере и раньше случайных залётных птиц в кинотеатре не считали нужным знакомить с обстановкой, нынче же они и вовсе не замечают, что с последнего кадра «Даров Смерти» на большом экране прошло уже полгода.

Первая треть «Даров смерти 2» проходит во вполне устоявшемся темпе, являя собой очередную порцию приключений Гарри Поттера и компании. Троица героев разыскивает неведомо что, сталкивается с зачарованными предметами, ловушками и волшебными существами. В общем, как обычно. Остальные две трети, то есть практически весь фильм — одна большущая эпичная кульминация и намертво к ней приплетённая развязка.

В воздухе начинает витать легко уловимый дух картин Питера Джексона, а следом и лучшие воспоминания о двух средиземных башнях. Конечно, «Властелин Колец» так и останется непревзойдённым, но масштабные битвы, осады, крепости, обрушенные мосты и сотни схватившихся насмерть фигур на экране делают своё дело, то есть задают правильный тон происходящему. Ясно и понятно, что на экране — большая грязная свалка, в которой решаются судьбы вселенной и всего такого.

Свалка получилась на славу. «Дары Смерти», бесспорно, отсняты матёрыми дядьками, поставившими не один фильм из той же многосерийной сказки. Потому кино смотрится весьма и весьма хорошо, и в целом показывает и удерживает прочную планку постановки, возведённую по очереди каждым фильмом серии.

Впрочем, кино иногда сбивается, не держит ритм и даже фальшивит. Винить тут следует, скорее всего, общий выбранный кинематографистами путь. Книжек о Гарри Поттере, повторимся, мы не читали совсем, но уверены, что связка сценаристы-продюсер-режиссёр пыталась переложить как можно точнее и как можно в большем объёме события первоисточника на целлулоид. Среди прочего винегрета, злодеи трагически погибают без лишней помпы — знаете, так, чтобы зритель в зале с удовлетворением прочувствовал: «На тебе, сволочь, умри наконец!» ну или хотя бы «Так ему и надо!». Эх, сколько упущенных возможностей!

Главную стерву серии после «Ордена Феникса», Беллатрису Лестрейндж (в исполнении отличной актрисы Хелены Бонем Картер), убивает совершенно случайный персонаж в комичной манере так, словно это Арагорн случайного орка посреди битвы положил. После трёх серий «Я убила Сириуса Блэка!» и всех козней — настоящее разочарование. Сам Волан-де-Морт — так и вовсе отбрасывает копыта будто бы сам по себе.

Предшествующая битва с ним подзатянута и просто выполнена в неподходящем ключе, кроме того настрой сбивает несколько перерывов в одном большом мочилове. Которое на середине зачем-то прервалось, чтобы скукожиться в масштабах и ЗНАЧИМОСТИ. На экране, зато, не преминули пустить слезу по персонажу, который совершенно очевидно не погиб, и толкнуть пафосную речь в духе «Гриффиндор не сдаётся!». Очень важные вещи, короче.

Совсем финальная битва — долгая возня на лестничной клетке со змеёй и парочкой приспешников, и никаких вам панорам осаждаемой крепости и всего такого. Ну а сошедшиеся не на жизнь, а на смерть антагонист и протагонист подолгу обмениваются взглядами, лучами смерти, летают в обнимку и вообще всё делают неправильно.

Зачем? Каждый ребёнок скажет, как такие вещи должны происходить. Обмен парой бранных слов, выжидающий взгляд, перекати-поле между застывшими фигурами и быстрый взмах ре… волшебной палочкой. И волшебный момент, когда антагонист начинает пропускать удар за ударом, ощущает слабость и скорую кончину и всё такое, а протагонист — рост атрибутов «самооценка» и «уверенность». Вот как надо. Мы понимаем — в книжках про детей-волшебников такое не напишут, но неужели нельзя было поступиться принципами и отступить от генеральной линии ради публики в зале? В целом, финальная четверть идёт неловким спадом к хорошей кульминации, «Дары Смерти» спотыкаются и вяло увязывают концы почти как попало.

Однако, атмосфера нагнана хорошо — «Дары Смерти 2» смотрятся достойно. Ряд моментов вдохновляет; отдельные сцены поставлены замечательно, отдельные роли отыграны превосходно. Хоть как и всегда (для Поттериады) не везде понятно, что и кто и куда, но с драматическими сценами создатели последней серии «Гарри Поттера» справляются прекрасно. Вспоминать и перечислять конкретные вещи не будем, однако подчеркнём — жаль, что не всегда фильм держится вот так, молодцом.

ПОСЛЕСЛОВИЕМ

Всё же мы считаем правильным, что ответственная студия решила разбить экранизацию на два фильма и не стала пытаться уместить всё в два часа. Вполне возможно, однако, что это решение и стало причиной сбоящего ритма и претензий отдельных людей к первой части эпического заключения.

 

 

 

 

 

Правильный пересказ в исполнении бомжа Честера Э. Бама:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: