Рецензия на фильм «Санктум»

Все мы прекрасно помним редкий и почивший под давлением кинокомиксов жанр фильмов «про выживание». Что-то среднее между триллерами и экранными катастрофами, фильмы полностью концентрировались в узком замкнутом пространстве, некомфортном и откровенно губительном для человека — будь то горы, в которых разбился авиалайнер, или заблокированный подводный туннель. В переделке как всегда участвуют персонажи, представляющие собой прекрасный салат типичных характеров.

Ответственные за фильм «Санктум» Джеймс Камерон (менее) и Алистер Грирсон (более) реабилитируют почившие на время рецепты простого, но действенного кино.

“Санктум” не про техногенные аварии и не про извержения вулканов на большие населённые пункты. Он скорее про простое и понятное “они сунулусь туда, где ещё не ступала нога человека, и огребли от природы по полной”.

Всем известно, что спелеология и дайвинг — очень опасные занятия. Ну а стоит этим занятиям переплестись на экране воедино, становится очевидно — копец неминуем, выберутся не все. И действительно: на спустившихся в неизведанную систему гигантских пещер рисковых людей обрушивается тропический ливень, постепенно затапливающий каверну за каверной.

Конечно, фильм, как могло бы показаться по трейлерам, является не полудокументальным путеводителем по неизведанному уголку нашей планеты. Пещеры настоящие перемежаются тут с пещерами сценически-постановочными и компьютерно-моделированными. Визуально к фильму претензий никаких: действие и декорации выглядят очень реалистично, а пресловутая стереокартинка тут работает как надо и отлично способствует эффекту “погружения”. Объём отдельных залов пещер, обрывов и мест, которые по замыслу должны внушать, прямо ощущается где-то на уровне спинного мозга. Бурлящий водоворот и негостеприимные своды иначе как живой опасностью, которую подобает уважать, не воспринимаются.

Кроме стихии и пещер, есть и люди. Персонажи как всегда разные, как всегда — перед каждым разная сюжетная задача. Крайне адекватный до циничности главный герой, Фрэнк Макгуайер — главное светлое пятно в фильмах такого толка, двигатель истории и физического продвижения плетущихся следом задохликов. Персонаж, полностью соответствующий окружению, персонаж категории “Его следовало послушать!” и “Как ты можешь оставаться таким спокойным!”. Смотреть и слушать такого — исключительно приятно; без такого фильм был бы вдвое хуже и подобен в этом аспекте какому-нибудь “Монстро”. Вдвое отрадно, что такие персонажи в кино завоёвывают всё больше места, приходя на смену невротичным бестолочам, как правило, школьного возраста.

Его сын, Джош, подобно им, полудуркам школьного возраста, сперва просится быть поскорее утопленным, но господин Кэмерон не забывает и про развитие — и тот чем дальше, тем более походит на своего отца.

Остальные в изначально более-менее дружной команде — кто как, кто совершит что-то героическое, кого заклинит от ужаса, а кто поведёт себя как последняя гнида. Как водится, угроза жизни заставляет людей вести себя по-разному, и фильм как раз об этом.

Тут уж команда кинематографистов сработала по полной, подкинув страдальцам тонну препятствий, умело выписывая поведение каждого в отдельности и взаимоотношения в группе, разделённой на более мелкие компашки, малознакомые между собой. Правдоподобно, словом.

«Санктум» по совокупности — добротное кино, сделанное по устоявшимся лекалам. Поклонникам жанра к просмотру обязательно.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: