Рецензия на фильм «Отличница лёгкого поведения»

Фильм Easy A, известный в наших краях как “Отличница лёгкого поведения”, не для нас и не про нас. Проблемы в фильме — проблемы вымышленной американской девочки, нам, незатейливым парням из далёкой российской глубинки, в принципе непонятные. Точек пересечения с главной героиней и её бытом у нас нет вообще никаких. Сомневаемся, что их будет много и у девочек из близких нам территориально регионов: хоть и фильм Easy A для американских девочек, про них ли он — совсем другой вопрос.

Героиня Easy A вышла саркастичная, остроумная, асоциальная. Чересчур, для хоть какой-то идентификации её как подростка. В карман за словом не полезет. Читает неизвестные нам книги. Кого-то и зачем-то цитирует.

Родители её — чисто персонажи книжек Макса Фрая. В семье царит атмосфера веселья, дружбы, взаимопонимания и победивших демократических ценностей (обязательный приёмыш-негритёнок и показательно-толерантное отношение к сексуальным меньшинствам), аж слезу давит. Остальное окружение главной героини тоже не отстаёт.

Понятно, любая вымышленная американская девочка рада оказаться в центре внимания и, будучи там, не оплошать. Быть в центре внимания — весело, изобличительные песни на утренниках петь в развратном костюме, быть всей-такой мезантропичной, ну и рыдать, если кто-то поведётся на имидж, простите, главной шлюхи школы. В общем, так себя не то что подростки, насмотревшиеся голливудского кина не ведут — но и вообще никакие люди. Картина для нас, помноженная на непонятные иллюзорные реалии идилличной американской утопии — всё равно что прямой репортаж о жителях красной планеты, живущих при коммунизме. Одна большая сказка, короче. Потому так кино и советуем воспринимать. Сугубо как научную фантастику.

Сразу отметим грамотно написанный и поставленный сценарий. Видно, с кого его автор и постановщик брал пример, образцы подражания хорошие. Хороша и актриса на главных ролях: юная особа отлично кривляется; с прекрасным выражением низковатым голосом зачитывает реплики. Словом — идеал. Реплики такие, что любой подросток с уважением скажет: «Как же я сам мечтал сказать что-то такое!».

Вся-такая идеальная девочка живёт в фантастическом мире. Всё население этого мира так и просится на плакат рекламы зубной пасты. Что легко улыбающийся лысоватый отец семейства, что какой-нибудь полноватый паренёк из школы. Сразу ясно, что за пример для подражения брали не то фильмы Джейсона Райтмана (параллели с «Джуно» читаются на раз), не то своеобразные картины Нэнси Мэйерс.

Так или иначе, у тех двух были свои конкретные идеи в фильмах, а Easy A не тянет ни к одной из них, потому как тут о своём, о странном. Идеальная девочка в фантастическом мире довольно случайно создаёт себе репутацию эдакой, простите, шлюхи посреди толпы монашек — приличных девочек из школы. А подростки в этом фантастическом мире активную половую жизнь не ведут, а только переживают за свою репутацию, завязанную на ней. Что мы по-совинному находим весьма загадочным.

Репутация, она, оказывается способствует. Раньше идеальную девочку никто не замечал, а нынче — она в центре внимания, а там, понятно, интересно. Идеальная девочка тут же корректирует свой облик соответственно приобретённой репутации. Новый имидж позволяет ей за символическую мзду (и просто потому, что хорошо попросили!) улучшать социальное положение лузеров, не имеющих правильной репутации в области сексуальных подвигов, прибегая лишь к методам одних слухов. Ничего не было, никто ничего не видел, зато всех говорят. Правильные люди: семья, прогрессивный школьный педагог и потенциальный избранник — они понимают, что девочка врёт и даже практически одобряют. Как и почему — тоже для нас, сов, загадка.

А из остальных живых брезгливых существ фантастического мира общаться с идеальной девочкой мало кто хочет, кроме как по делам её репутации, что оказывается для неё очень болезненным. Странно, потому как круг общения идеальной девочки сократился ровно на одну лицемерную глупую подружку.

В финале идеальная девочка начинает метаться, искать способ исправить положение вещей.

Происходит оно, исправление вещей, в новомодном интернет-формате. Героиня сидит перед веб-камерой, вспоминает эпизоды недалёкого прошлого — поясняет публике, что произошло и как произошло. По ходу вспоминает разные фильмы и книжки, всё как положено.

Идиллия в фильме настраивает на крайне положительный лад. Небанальный (для фильма, предназначенного исключительно для американских девочек) подход к сценарию и постановке, в духе отмеченного Джейсона Райтмана — он только подкупает и цепляет. Старых-изъезженных клише подростковых комедий последних лет тридцати и более — нету практически вообще (это там где все носились озабоченными, много шутили на единственную важную тему, и много говорили про девственность и про «правильную любовь», что прямо коробило). Что, пожалуй, выделяет фильм как правильный образчик пропаганды упорядоченных половых отношений и прогрессивных ценностей. Понятно, для подростков страны США.

Главная героиня, как отмечалось, исключительно радует взор и слух. Кадры — они тоже подобают. Любование закатом на капоте автомобиля с сопутствующим разговором с глупой лицемерной подругой по душам; милый семейный вечер, где все в сборе и опять-таки общаются по душам; душка-педагог, неожиданно зачитывающий в классе рэп по мотивам проходимого произведения. Сказка.

Что касается нас, далёких от всего этого людей — то как неплохое комедийное фантэзи-кино, Easy A вполне подойдёт для случайного просмотра. Желательно без дубляжа, конечно.

Рецензия на фильм «Отличница лёгкого поведения»: 2 комментария

    1. Сыч Автор записи

      В дубляже — да.

      В остальном, как отмечалось, кино не для нас, и нравиться нам оно тоже, вроде, не должно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: