Рецензия на фильм «Голубая бездна»

симпатичный постерВсе мы знаем популярную мысль, столь часто звучащую в кино и не только: взрослые, они, по сути, просто большие дети. Уж не знаем что там до всех, но то, что Люк Бессон – большой ребёнок, в этом мы  не сомневаемся.

Не будем перебирать все его фильмы, а обратимся сразу к объекту сегодняшнего рассказа. «Голубая бездна» — кино весьма разнообразное в жанровых определениях, как и почти всё виденное нами французское кино: можно вешать ярлычок приключений, драмы, мелодрамы, и всё равно временами комедии, а по сути – просто кино вне жанровых определений, с разреженной атмосферой, чуть-чуть биографическое. Иногда глупое, а иногда отнюдь — вроде бы вполне серьёзное. Что-то вроде «делали-делали, а оно вот само так получилось».

Все проблемы кроются  именно в мощном, написанном Бессоном, сценарии.

Явления американцев в «Голубой бездне» в минимальных количествах производят эффект разорвавшейся бомбы с попутным треском шаблонов. Натуральная кукуруза! Такими они выглядели, разве что, только для нас в самые ранние времена ознакомления с голливудским кино через призму переводов Володарского и прочих милых людей.

Уж не знаем, настолько карикатурными американцы вышли от простого незнания вопроса Бессоном-сценаристом или от чрезмерного увлечения им не самыми знаковыми фильмами в не самых точных переводах. Случайный диалог Джоаны с её начальником в офисе – просто квинтэссенция не то тихого издевательства, не то основанного на редких голливудских фильмах искажённого представления Бессона о предмете. «Вали в своё Нью-Джерси!», — кричит таксист другому водителю в непременном Нью-Йорке, в котором, как мы знали, живёт не иначе как вся Америка. А сейчас мы никак не решим, то ли смеяться в весь голос, то ли осуществлять упражнение «лицо-в-ладонь».

Прописаны диалоги простенько, много тупиков, маловато глубины.

Тут же, конечно, длинные паузы между репликами — слов в сценарии не хватает? Актёры  что-то обязательно делают в кадре, дабы паузы не повисали гробовым молчанием; какую-нибудь мелочь, ужимку. Не стоят с пресными рожами, словом. И ведь работает. Из слабеньких строчек диалогов на экране возникают вполне себе сносные, осязаемые персонажи. «Bad acitng is bad directing», — поговаривают в Голливуде, да и у нас фразу потихоньку перенимают. Ну вот и как постановщик, Люк Бессон, следовательно, совсем не плошает.

Подбор ракурсов заслуживает всяческого одобрения. Не то зарисовки художника-мариниста, не то красочная открытка с лазурного берега. Одно ясно: пейзажи искали по всему миру. Грецию, небось, всю обошли вдоль и поперёк. На ней, понятно, не остановились.

С ещё большим тщанием показан сам океан, он же — самое важное в фильме, потому как всегда на первом плане. Океан в «Голубой бездне» тоже совершенно необычный, но гостеприимный. Морская гладь, оказывается, неповторимое зрелище, если её правильно показать — и куда краше в кино она выглядит из глубины, нежели с поверхности. Дельфины и прочая морская живность, почти как из документальных фильмов про природу. Круто, словом. Обстановка настолько внушает, что ещё чуть-чуть, и мы бы поверили, что в воде можно дышать.

Отсутствие напряжения и общее спокойствие и дружелюбность атмосферы – заслуга, не в последнюю очередь, отличной музыки, написанной известным Eric’ом Serra.  Не будем перебирать эпитеты, заметим лишь, что она — неотъемлемая часть кино. Тёплая и манящая, как море в фильме; столь же отстраненная и блаженная, как физиономия главного героя. Общим настроением «Голубая бездна» обязана во многом именно ей.

Фильм, какой он есть: авторы не дают ответов и оптимистичных прогнозов, не решают проблемы. Сняли фильм про большое увлечение, в подобающей манере. Никаких поучений; персонажи частенько ведут себя не то как герои мультфильмов, не то как натуральные безумцы. Что может запросто не понравиться зрителям и даже должно бы.

Однако казусы сценария истираются из памяти, решения и поступки героев не так уж и важны – они под стать кино, а запоминается именно морская гладь, дельфины, живописные глубины, красивая музыка. И пара безумных сцен, вроде той, в которой главные герои распивают шампанское на дне бассейна.

Ребячество-ребячеством, а Люк Бессон — хороший режиссёр, если актёры в его кадре выкладываются, если он смог всё собрать воедино, если его кино не вызывает отторжения и просто приятно смотрится.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: